Критерий – верховенство закона
На страницах нашей газеты не раз поднимались важные вопросы избирательного права, возникающие в дискуссиях с политиками, депутатами разных уровней. В частности, затрагивалась тема совершенствования избирательного законодательства и то, какие общественные рычаги должны способствовать большей прозрачности выборов, поскольку ныне федеральные и региональные общественные палаты наделены правом выборного контроля.
Соображений о том, как они справляются с этой задачей, нуждаются ли в каких-либо дополнительных полномочиях и как вообще соблюсти реальное равенство кандидатов, политических партий, достаточно много. И каждая точка зрения имеет право на существование. На взгляд профессора ДГУ, доктора юридических наук Абулмуслима Муртазалиева, наиболее важные демократические процедуры предусмотрены избирательным законодательством. Теперь дело за четким их соблюдением, чтобы каждый избиратель был уверен в том, что его голос будет учтен и имеет влияние на процесс формирования власти в стране.
Эксперт уверен, что при желании обеспечить это технически не бог весть какая задача: добились же прозрачности при проведении ЕГЭ! Да и общественные палаты на местах имеют достаточно широкие полномочия в части контроля за избирательным процессом. Но их требуется совершенствовать на практике, добиваясь действенности. Вообще же в процедурах общественного контроля и по сей день существует немало формализма, и поэтому так необходимо развивать саму методику контроля, придавая приоритет реальным и неконфликтного характера правовым мерам. Но здесь возникает вопрос, волнующий современных политологов: как должны развиваться институты гражданского общества как общественный инструмент? И вновь констатация факта: нет пока реального механизма, позволяющего четко разграничивать властные и общественные отношения.
Подобные противоречия можно наблюдать и в региональных НКО. В частности, в нашей республике 2700 общественных организаций. И не более ста из зарегистрированных заняты социальными проектами, благотворительной деятельностью. На взгляд юристов-прагматиков, о реальном состоянии институтов гражданского общества можно судить по тому, как функционирует местное самоуправление, например, в той же столице. При этом депутаты, кажется, борются за искоренение сложившейся десятилетиями по сути незаконной и во многом коррупционной практики управления, от которой необходимо избавляться. Но главная проблема заключается в том, что институты гражданского общества, и в этом убежден эксперт, безоговорочно приняли прежние правила игры административной системы управления, а не какие они есть на самом деле. Отсюда немало формализма, недоверия, иногда даже и опасения в контролируемых чиновниками сферах общественных отношений.
Чтобы развивать общественные институты, им надо больше доверять, прислушиваясь к их мнению, не раздражая мелочной опекой под личиной «как бы чего не вышло»
Вот и в деятельности НКО остались практически те же проблемы, которые существовали еще десять лет назад, когда в республике для их поддержки создавали Общественную палату. В результате реальными финансово поддерживаемыми проектами заняты немногие из них. И, к сожалению, здесь нередки «откаты» и прочие услуги, с которыми сталкиваются активисты НКО при получении грантовой поддержки.
Общественникам представляется, что выделение средств можно было бы напрямую закрепить за Общественной палатой республики, палатами городов и районов, хотя и в этом случае возможны нарушения, но на порядок меньше, и почти все они могут стать достоянием гласности, чтобы предотвратить их в будущем, считает эксперт. Ведь в нашей стране достаточно развитое законодательство для деятельности институтов гражданского общества. И чтобы развивать общественные институты, им надо больше доверять, прислушиваясь к их мнению, не раздражая мелочной опекой под личиной «как бы чего не вышло». Практические шаги предпринимаются. Последнее слово за общественниками, как они сумеют вписаться в госструктуры, не попав под «обаяние» коррупционеров, с которыми должны бороться. Слишком велико искушение…
Стоит поддержать, по мнению авторитетного эксперта, и другую, основополагающую общественную инициативу по созданию концепции национальной идеи, к которой все чаще обращается политическая, научная элита. Стоит задуматься о том, какие духовно-нравственные ориентиры должны стать стержневой линией для будущих поколений. Вопрос этот серьезный, требующий внимания в условиях, когда основы государственности подвергаются нападкам, а в сознание россиян внедряется психология гражданина мира, считает А. Муртазалиев.
Сейчас редко какие политические дискуссии проходят без обсуждения фундаментального вопроса о национальной идее страны. К сожалению, это характерно не только для нынешнего этапа развития российской государственности. Но сегодня прямо-таки назрела поддерживаемая как низами, так и верхами идеологема гражданского общества.
Что же такое национальная идея, вопрошает эксперт? Это то, что служит основой для обеспечения в стране достойного, по международным меркам, качества жизни человека. Такая основа есть, она прописана в первой статье Конституции и закрепляет, что «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». В последующих нормах Основного Закона закреплены основные принципы правового государства, включая верховенство закона, разделение власти, взаимную ответственность государства и личности, гарантированность прав и свобод граждан, соответствие национального законодательства требованиям норм международного права и другие. Это и есть базовые положения национальной идеи – правовой государственности, реализация которых и обеспечит необходимое качество жизни людей.