Кризис перепотребления
Помните мусорный коллапс, который пару лет назад накрыл Махачкалу? Это предупреждение не только коммунальным службам, но и нам, потребителям товаров и производителям отходов.
По мнению учёных, сегодня одной из главных проблем, с которыми сталкивается человечество, является чрезмерное потребление ресурсов планеты.
Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН сравнила, как изменились объёмы потребления за последние 50 лет. Так вот, согласно подсчётам, те ресурсы, которых хватило на весь 1969 год, в 2020 году были израсходованы за полугодие. Соответственно растёт и объём отходов, в огромной своей части попадающих в природную среду. Причем проблема не только в том, что мы много потребляем, а также в том, что мы потребляем нерационально.
На это указывает ещё одна статистическая выкладка экспертов ООН по продовольствию. Каждый год около трети всего производимого продовольствия (а это 1,3 млрд тонн стоимостью около 1 трлн долл.) оказывается в мусорных контейнерах потребителей и магазинов или портится из-за плохо организованного сбора, транспортировки и хранения.
Такая ситуация характерна для всех стран в той или иной мере. К примеру, в России ежегодно оказывается на свалках около 17 млн тонн еды. Вот вам и загрязнение почвы, воды и воздуха.
Вырваться из этого порочного круга можно в том случае, если мы, потребители, изменим своё поведение. Это означает, во-первых, отказ от чрезмерного потребления, во-вторых, переход на продукцию так называемой циркулярной экономики, в которой отходы не выбрасываются, а повторно используются и регенерируются.
Эти идеи не новы. Во всём мире ответственные потребители уже давно переходят на такую модель поведения. Например, отказываются от использования одноразовых пакетов, пластиковой одноразовой посуды. Есть такие люди и у нас, но пока они в подавляющем меньшинстве.
Ещё одним способом решения проблемы снижения отходов считается так называемый фудшеринг, когда вы безвозмездно делитесь ненужной вам едой с тем, кому она пригодится, или продаёте за минимальную цену. Это явление также быстро развивается в мире. С этой целью энтузиастами создаются специальные сервисы, которые облегчают задачу передачи продуктов.
Между тем, как считает президент общественного объединения «Комитет защиты прав потребителей Республики Дагестан» Али Алиев, одними такими мерами, как рациональное потребление или обмен продуктами, проблему не решить. Они должны идти в комплексе с другими механизмами.
«Многое зависит от производителей продукции и продавцов. Они должны оптимизировать свои процессы так, чтобы отходов было меньше. Сегодня большое количество продукции приходит в негодность именно в рамках цепочки производитель – продавец». Причём возникающие в связи с этим расходы и те и другие зачастую стараются переложить на потребителей», – говорит Алиев.
Собеседник констатирует: производители вместо того, чтобы отбраковывать некондиционную продукцию, переводя её в свои потери, поставляют её торговым организациям, которые в свою очередь, даже обнаружив ненадлежащее качество, реализуют товар потребителям. Или другой случай, когда не реализованную в срок продукцию продают потребителю, перемаркировав срок годности. Если просроченные продукты и возвращаются поставщику, они им не утилизируются, а используются в производстве новых партий продукции.
Для предотвращения таких явлений недавно Государственной Думой был принят закон, запрещающий торговым организациям возвращать поставщикам продовольственные товары, не реализованные в течение срока годности. По мнению разработчиков закона, это должно подвигнуть продавцов и поставщиков улучшить планирование поставок, более эффективно контролировать срок реализации товаров.
Между тем, как показал опрос, проведенный Комитетом среди представителей некоторых торговых сетей в республике, никто из них не слышал о подобном законе. А на вопрос, что они делают с продукцией, у которой истёк срок годности, следовал ответ: возвращаем производителю.
По словам Алиева, в качестве меры, направленной на снижение потерь, Союз потребителей России давно предлагал освободить организацию, уценившую или безвозмездно направившую на благотворительные цели часть принадлежащих ей товаров с заканчивающимся сроком годности, от обложения налогом на прибыль и НДС. В конечном итоге были приняты половинчатые меры: налог на прибыль для жертвователей убрали, но оставили налог на добавленную стоимость.
Решать эти вопросы сложно, но необходимо. Иначе нам всем грозит угроза быть погребёнными под кучами мусора.