Такие сообщения всегда радуют, особенно в преддверии профессионального праздника – Дня Воздушного Флота России, отмечаемого в нынешнем году в воскресенье, 21 августа. А впереди у авиаторов нашей республики еще более знаменательный юбилей — 3 февраля 2017 года исполняется 90 лет со дня рождения авиации в Дагестане.
90 лет – возраст для авиапредприятия немалый. Именно 3 февраля далекого 1927 года на объединенном заседании ЦИК и Совнаркома ДАССР было принято историческое постановление: «Учитывая огромное экономическое, политическое и военное значение нового вида транспорта, признать необходимым организовать в городе Махачкале воздушную станцию на маршруте Москва – Харьков – Тифлис».
Между тем самолеты в небе Дагестана появились за несколько лет до принятия этого постановления. Еще в 1922 году в республике самолеты использовались для борьбы с саранчой и личинками малярийного комара, обработки заболоченных мест прибрежья Каспийского моря, Терека и Сулака. Осенью того же года летчики совместно с геологами провели нефтеразведку путем фотографирования некоторых участков дна Каспия.
С каждым годом расширялась сфера применения авиации в народном хозяйстве республики, что потребовало создания не просто аэродрома, а своего аэропорта. Что представлял в те годы аэродром? Обычное поле. Когда прилетал самолет, туда прибегали местные люди, зажигали костры, по дыму которых пилоты и определяли направление посадки. Самолеты тогда, понятно, не имели достаточной дальности полета, да и всякие непредвиденные обстоятельства нередко вынуждали экипаж производить вынужденную посадку. Поэтому создавалась сеть промежуточных аэродромов. Вот из такой перевалочной базы, обслуживающей один из участков магистральной авиалинии Минеральные Воды — Баку, и создавался аэропорт Махачкалы. Располагался он в те годы в Махачкале-1. На первых порах это было простое деревянное строение в 10 кв. метров.
Среди самых почитаемых пионеров развития гражданской авиации в Дагестане Борис Лавров, Иван Тарелкин, Аркадий Назаревич, Абрам Зантиев, Эльдар Нуриев, Абдулла Бамматов, Идрис Идрисов, Исагаджи Омаров и другие. Они и их товарищи-авиаторы первыми в Дагестане осваивали горные маршруты, совершали первые полеты на АН-2, потом на АН-24, ТУ-134 и ТУ-154.
Вертолеты в горах незаменимы. Не так-то просто отыскать среди скал подходящую площадку, на которую можно посадить самолет. Вертолету в этом, конечно, легче. Одними из лучших вертолетчиков были командир экипажа МИ-8 Василий Каунников, бортинженер Ахмед Исаев. И, отмечая День Воздушного Флота России, нынешние авиаторы Дагестана вспоминают и о них, своих товарищах, проложивших путь в небо.