Минтранс РФ начал системно предоставлять меры господдержки на обновление пассажирского транспорта. 447 газомоторных автобусов и 64 троллейбуса получат 12 городских агломераций, прошедших конкурсный отбор. Махачкала, к сожалению, в этот список не попала, хотя определённые старания со стороны ответственных структур и руководства администрации были приложены.
Например, в Твери по 85 проработанным маршрутам ходит 471 низкопольный автобус. Все они оснащены климат-контролем, навигацией, информационными табло и системой безналичной оплаты проезда. Вслед за Тверью 845 трамваев, 700 троллейбусов, 5400 автобусов получат Волгоград, Саратов, Екатеринбург, Казань и Нижний Новгород. Предполагается, что в долгосрочной перспективе при построении правильной модели и едином платежном документе затраты на их приобретение и эксплуатацию окупятся.
О ситуации, складывающейся в столице республики с пассажирским транспортным комплексом, корреспонденту «Дагестанской правды» рассказал начальник Управления промышленности, транспорта, связи и дорожного хозяйства администрации г. Махачкалы Мухтар Маламагомедов.
По его словам, в настоящее время муниципальный пассажирский транспорт в городе ежедневно перевозит пассажиров. А это 32 троллейбуса по трём маршрутам, примерно 16 больших низкопольных автобусов «Метан» и более 2000 автобусов малой вместимости (маршруток) типа «Газель» и «ГАЗель-Next».
На весьма актуальный вопрос, почему автобусы НефАЗ («Метан»), столь приветливо встреченные в свое время махачкалинцами, стали мало появляться на всего двух оставшихся маршрутах (100 и 44а), начальник управления ответил, что их собственником является не администрация города, они принадлежат пассажирским автотранспортным предприятиям ПАТП-1 и ПАТП-2, финансовое состояние которых не очень благополучное.
Республика заплатила за них из своего бюджета почти 800 млн
рублей для того, чтобы купить автобусы НефАЗ. Реализация низкого тарифа в 15 рублей привела к тому, что сегодня осталось на ходу около 15 автобусов из более сотни. Остальные не подлежат восстановлению, а ПАТП-2, эксплуатировавшее их, стало банкротом. К тому же на рентабельности общественного пассажирского транспорта негативно сказался и режим ограничения передвижения в период пандемии.
Для восполнения недостающих возможностей общественного пассажирского транспорта администрацией привлечен транспорт индивидуальных предпринимателей, объем которого составляет свыше 95,5% от общего объема пассажирских перевозок в городе. Проблема заключается в том, что такой транспорт трудно удается привлекать к выполнению пассажирских перевозок на малодоходных, но социально значимых маршрутах, то есть их водители попросту отказываются работать в нужных местах и в нужное время. Тем не менее транспорт, перевозящий пассажиров по 12 маршрутам, удалось полностью обновить. На сегодняшний день существует потребность в увеличении количества автобусов и троллейбусов, а для этого планируется приобрести еще 40 троллейбусов, 200 больших и средних автобусов, отмечает наш собеседник.
Накануне в администрации Махачкалы обсудили вопросы внедрения новой автоматизированной бесконтактной системы оплаты (АСОП) проезда в маршрутных такси. На основании четырехмесячного опыта, полученного в результате апробации системы, когда 40 троллейбусов Махачкалы оснастили необходимым оборудованием для оплаты проезда банковской и транспортной картами, и при помощи гаджетов ею воспользовались более 85 тысяч пассажиров, было решено, что к середине будущего года следует оснастить данной системой оплаты проезда 200 новых микроавтобусов «ГАЗель-Next». Более того, те 100 микроавтобусов, которые будут закуплены администрацией и поступят к услугам граждан в будущем году, оснастят встроенными валидаторами.
Всего в 2021 году на АСОП перейдут 500 микроавтобусов. В последующем планируется ввести систему во всех городских маршрутных такси, которых в городе около 2300. Это очень удобно для пассажиров, да и выгодно, считает Мухтар Маламагомедов. Он также напомнил слова мэра Махачкалы Салмана Дадаева, который сказал, что следующим этапом станет переход к Единой транспортной карте, которую можно будет использовать при поездке на любом общественном транспорте. В заключение беседы начальник управления показал гору писем и жалоб на работу общественного транспорта. Пассажиры жалуются на водителей как троллейбусов, крупных автобусов, так и общественного транспорта типа «Газель». Однако и водители выражают претензии по поводу поведения отдельных своих клиентов. Достаётся всем.
Ситуацию в сфере общественного пассажирского транспорта города характеризует и следующее обстоятельство. В рамках контроля за соблюдением действующего требования к обязательному ношению защитных медицинских масок в результате 19 совместных рейдов, проведенных сотрудниками Роспотребнадзора, полиции и администрации города, только с сентября выявлено и наказано в административном порядке 18 водителей общественного транспорта и 32 пассажира.