«Курбан» означает «близкий»
Праздничная суета, запах вареного или жареного мяса почти в каждом доме – это значит, что наступил Курбан-байрам. Курбан-байрам, или праздник жертвоприношения, наряду с днем разговления после месячного поста, является одним из двух главных праздников в исламе. Почему этот день занимает такое важное место в жизни верующего, можно ли в это время повышать стоимость товаров и продуктов, а также о некоторых других моментах, связанных с праздником, мы беседуем с имамом махачкалинской мечети им. Али-Хаджи Акушинского Мухаммад-Шамилем МИРЗАЕВЫМ (на снимке).
— В чем смысл этого праздника, его духовное значение?
— Он несет в собе глубокий нравственный смысл, радость укрепления веры и духа. Это еще одно напоминание о том, что традиции ислама основаны на ценностях добра и справедливости, милосердия и заботы о ближнем.
Вспомним историю возникновения праздника: Господь, желая проверить веру пророка Ибрагима, повелел ему принести в жертву собственного сына Исмаила. Пророк ни минуты не колебался над тем, чтобы выполнить ниспосланное повеление. Но когда отец уже занес руку с ножом над Исмаилом, Всевышний прекратил это испытание, послав в качестве жертвенного существа барашка.
Это один из случаев, когда милость Всевышнего показана нам явно, и в этом тоже состоит величие праздника.
— Иногда мы слышим от некоторых людей упреки в жестокости по отношению к животным, которых приносят в жертву. Что вы скажете в ответ на это?
— Сегодня мы видим излишне фанатичное отношение к этой проблеме. Убийство животного некоторые приравнивают к убийству человека.
Употребление животной пищи, естественно, в разумных пределах, – необходимое условие для нормальной жизнедеятельности нашего организма. Несмотря на все призывы вегетарианцев, большинство людей так и делают. Но день Курбан-байрам – это еще одно напоминание, кого мы должны благодарить за ниспосланные блага, в том числе за мясо животного.
Помимо этого, это также побуждение к заботе о ближних, когда жертвенное мясо раздается в качестве милостыни нашим неимущим братьям, чтобы они тоже могли почувствовать радость этого дня, ощутить, что они не одни в этом мире. Разве это жестоко?
— В то же время иногда мы видим картины, когда жертвенных животных режут в неприспособленных для этого местах, не соблюдая требований чистоты, общественной гигиены. Как к этому относится религия?
— Религия предписывает нам соблюдать чистоту. «Чистота — половина веры», — многие из нас знают это высказывание пророка Мухаммеда, мир ему и благословение.
И если мы совершаем одно благое дело, к примеру, жертвоприношение, то не должны причинять неудобства другим людям или загрязнять окружающую среду. Поэтому, если мы говорим о массовом забое скота, для этого должно быть специально отведенное место, вдали от городских кварталов. Такие места, если брать Махачкалу, есть. Одно из них находится в районе ипподрома, другое – на северном выезде из города.
Если же речь идет об индивидуальном жертвоприношении, человек может совершить его на своей территории, но обязательно должен затем убрать за собой. К этим моментам нужно относиться ответственно.
— К сожалению, во время религиозных праздников мы видим такое явление, когда на рынках, в магазинах поднимается цена на товары и продукты, пользующиеся спросом. Не является ли это противоречащим духу ислама? Или это право торговца, и мы не можем его упрекать?
— Ислам не отрицает законы рынка, но и совесть тоже надо иметь. Среди нас немало неимущих людей. И в этот день они не должны чувствовать себя ущемленными. Если мы будем поднимать цены, спекулируя на празднике, это характеризует нас не с лучшей стороны.
— Кроме жертвоприношения, какие в этот день еще есть похвальные дела?
— Надо часто восхвалять Всевышнего. Очень похвальным делом является также милостыня.
— В связи с сохраняющейся угрозой коронавируса как совместить обычаи праздника, в частности ходить в гости и принимать гостей, с требованиями безопасности?
— Всевышний обязал нас беречь свое здоровье. Это даже более предпочтительно, чем проведение праздника, поскольку праздник – это желательное предписание. Ведь если мы не будем беречь здоровье, мы не сможем поклоняться Аллаху. Поэтому мы должны выполнять рекомендации врачей. В нашей религии состояние общества напрямую связывается с двумя профессиями – учеными и врачами. В исламском праве даже выполнение обязательных предписаний, таких как намаз и пост, обусловлено состоянием здоровья. К примеру, больные или беременные освобождаются от поста на время недуга.
Даже во время праздника мы должны помнить о предписаниях врачей – носить маски, обрабатывать руки антисептиком, соблюдать социальную дистанцию.