Купить PDF-версию
12:48 | 12 октября, Сб
Махачкала
X
09:26 11.10.2024

Легендарная «Копейка»

Этот автомобиль перевернул всю отечественную автоиндустрию, прочно вошел в культуру и показал всему миру, как можно доработать иномарку для наших суровых условий. Сейчас эту машину кличут слегка фамильярным прозвищем «копейка», но в годы своей славы она была показателем высокого статуса владельца. ВАЗ-2101 дожила до наших дней, хотя в апреле 2024-го отметила 54-летие с момента старта производства.

Основу для будущей народной легковушки выбирали между «Фордом», «Пежо», «Рено» и «Фиатом». Итальянский FIAT-124 был самым подходящим, к тому же в 1967 году был признан автомобилем года в Европе, поэтому в Москве было подписано соглашение между итальянской компанией Fiat и советским Внешторгом о сотрудничестве в области разработки легковых автомобилей. По советским меркам это был весьма комфортабельный и современный автомобиль. Его и взяли за основу ВАЗ-2101.

Несколько новых итальянских FIAT-124 подвергли суровым испытаниям – гоняли не только по полигонам, но и по всей стране, в самых разных климатических условиях, по асфальтированным, грунтовым и проселочным дорогам, где ему пришлось несладко. В итоге прежде чем начать производство советского автомобиля инженеры ВАЗа внесли в конструкцию итальянской иномарки более 800 изменений.

Внешне ВАЗ-2101 практически не отличался от «итальянки», но самое главное изменение было под капотом – модернизированный двигатель с верхним расположением распредвала, а также усовершенствовали с учетом условий нашей страны коробку передач, механизм сцепления, ведущий мост, подвеску, задние тормоза, усилили кузовные элементы. Советские инженеры также добавили «кривой стартер» для запуска двигателя. (Впрочем, «кривой стартер» был предназначен лишь для облегчения запуска двигателя до включения стартера при температуре окружающего воздуха ниже -25°С).

«Копейка» стала первым советским автомобилем, легко заводившимся в мороз, потому что специально для новой модели разработали первый советский антифриз. Даже с позиции современного автолюбителя 2101-й имеет комфортное и энергоемкое шасси, отличную обзорность, хороший баланс массы и тяги мотора.

Спрос на автомобиль был очень высоким, люди годами стояли в очереди за машиной. При стоимости производства автомобиля ВАЗ-2101 примерно в 1600 рублей для рядового покупателя он стоил 5500 рублей, а подержанный гораздо дороже нового. Считается, что за три года производства автомобилей окупились затраты государства на строительство Волжского автозавода.

В 1974-м выпустили первую модификацию «Жигулей» ВАЗ-21011, или, как сейчас говорят, провели рестайлинг. Хромированные бамперы упростили и покрыли резиной для защиты от ударов, изменили решетку радиатора, а в салоне установили более комфортные передние сиденья. Кроме того, «одиннадцатую» оснастили новым, более мощным двигателем объемом 1,3 литра, прибавившим пять лошадиных сил.

Уже через год после начала производства модель стала активно экспортироваться за рубеж, где она получила новое название – Lada. Автомобили Lada покупали во Франции, Бельгии, Австрии, Голландии, Финляндии и Египте, не считая стран социалистического содружества – ГДР, Чехословакию, Болгарию, Венгрию, Югославию. За рубежом автомобиль LADA любили за прочность и низкую цену. Один из владельцев «копейки» рассказывал, что в Европе 1970-х водители очень положительно оценили наличие в комплектации LADA-1200 ручки запуска двигателя («кривого стартера»), а также комплекта инструментов, чего на тогдашних западных аналогах уже и в помине не было. За 18 лет на конвейере было выпущено почти 5 миллионов экземпляров, что сделало «копейку» одной из самых успешных моделей отечественного автомобилестроения. В 2000 году ВАЗ-2101 по итогам опроса журнала «За рулем» был назван «Российским автомобилем ХХ столетия».

«Копейку» в различных модификациях выпускали целых тринадцать лет – с 1970 по 1983 год, и за это время с конвейера сошли более двух миллионов семисот тысяч ВАЗ-2101. Машину до сих пор можно встретить на дорогах.

Статьи из «Колесо»

Поворачиваешь – включи сигнал

6
Какое наказание предусмотрено, когда водители забывают о существовании рычага включения...

От костотряса до гипербайка

18
Развитие мотоциклов продолжалось всю его историю. Постепенно у них появились...

«Ситроен» вам не «Чанган»

33
В последнее время часто приходится слышать, что скоро европейские, американские, японские и...

У инспектора ДПС глаз – алмаз

5
Инспекторы ДПС выделяют машины для остановки каждый по-разному. Водителю же они не всегда понятны и очевидны: почему именно ваша машина заинтересовала сотрудника...

Когда менять масло?

9
Насколько действительно опасна длительная эксплуатация машины без замены смазки? Не надо...

Аккумулятор отключаем правильно

19
Нередки случаи, когда автомобилистам требуется снимать аккумулятор. В этом случае важно знать о правильной очередности снятия...

9
С 1 сентября 2024 года требования к автомобильным аптечкам в России изменились. Но вопросы...

Не все требования инспектора законны

13
Многие автомобилисты ошибочно воспринимают любое...

Злополучная «вафельница»

9
Автомобилисты часто ошибаются при проезде участков, размеченных «вафельной» разметкой....

А у нас в машине газ, но…

13
Автомобилисты, у которых, как говорится, «руки чешутся», всегда были и есть. Желание сделать...