Купить PDF-версию
21:31 | 23 декабря, Пн
Махачкала
X
10:27 17.02.2023

Любовь можно купить

В 2022 году продажи новых авто в России упали на 59 %, а цены выросли на 24 %. Это худшие показатели за последние 20 лет. В нынешнем году дилеры обещают подорожание еще на 10 %. Как изменился российский авторынок и что ждет покупателей в 2023, разбирался journal.tinkoff. ru.

Новые автомобили за год подорожали на 24 %, подсчитал Росстат. Сильнее всего выросли цены на иномарки – на 39,1 %. Машины отечественных брендов стали дороже на 29,6 %. Главный скачок цен произошел в марте –в среднем на 23 %, хотя были повышения до 60 % на отдельные модели. С продажами весной тоже было тяжелее всего: число объявлений на «Авто-ру» упало вдвое относительно начала года. Летом и осенью цены медленно падали. Средневзвешенная цена установилась на уровне чуть выше 2 млн рублей, что на 13 % ниже показателей апреля-мая. Предложений о продаже по сравнению с мартом стало на 58 % больше. Изменилась сама структура рынка. Доля авто в ценовом сегменте от 800 тысяч до 1,5 млн рублей уменьшилась в три раза. С автомобилями от 3 до 5 млн рублей все наоборот: предложений стало втрое больше. К концу года российский авторынок так и не достиг докризисного уровня. Теперь около 40 % рынка приходится на Лады, еще
30 % – на автомобили китайских брендов.

Цены в 2022 году…

Ушли зарубежные компании. Весной европейские, американские, японские и корейские автокомпании прекратили работу в России: ушли 12 брендов, хотя некоторые сохранили российские подразделения для поддержки клиентов. К концу года в стране официально работали 14 брендов – российских и китайских. В начале 2022 года их было 60.

Закрылись заводы. В мае почти все заводы ушли на корпоративные каникулы, производство легковушек в России упало на 81,3 %, если сравнивать с апрелем. Простаивание заводов и прекращение поставок привели к нехватке автомобилей, и продажи весной сократились на 83,5 %.  В условиях дефицита и девальвации рубля машины продавали с огромными наценками. Автопроизводители тоже переписывали прайс-листы в сторону увеличения. Появился спрос на альтернативные поставки машин.

Заработал параллельный импорт. Весной правительство разрешило ввозить машины и запчасти по параллельному импорту. По такой схеме не требуется разрешение дистрибьютора. В результате к концу года в Россию завезли автомобили 500 моделей от 85 брендов, при этом официально в стране продается только 68 моделей от 17 производителей.

Летом некоторые компании стали снижать цены. Это происходило на фоне укрепления курса рубля и обострения конкуренции между брендами из Китая. Уменьшение ценовых порогов на модели ведущих китайских брендов потащило вниз все остальные сегменты рынка новых и подержанных автомобилей. Например, АвтоВАЗ запустил продажи упрощенных версий своих моделей по более низкой цене и начал продавать упрощенную Ладу Гранту без подушек безопасности и АБС. Весной владельцы откладывали покупку новой машины из-за общего подорожания, а срок пользования автомобилем увеличился. При этом автосалоны сворачивали программы трейд-ина.

…и в 2023-м

В первые месяцы покупатели вряд ли ощутят перемены. Остатки со складов цены не изменят, а стоимость свежих машин с заводов производители скорректируют позже. В декабре 2022 года Минпромторг РФ заявил, что в стране нет дефицита новых автомобилей. Дилеры уже наладили альтернативные каналы поставок. Дилерские центры не планируют делать накрутку за дополнительное оборудование: цены и без того высокие. Официально в Россию поставляют авто китайских брендов, цены на них будут зависеть от стоимости логистики, транзакционных издержек и российского законодательства.

Инфляция и курсы валют – факторы, которые всегда влияли на стоимость автомобилей. Обычно с 1 января автопроизводители повышали цены на 3–4 % из-за инфляции. По итогам 2022 года она составила 12 %, а в 2023-м Центробанк прогнозирует 5–7 %. Некоторые бренды уже предупредили о росте цен на 7 %. Глава АвтоВАЗа заявил, что Лады подорожают, но рост будет ниже уровня прогнозируемой инфляции.

Параллельный импорт в России продлили на весь 2023 год, но его перспективы неочевидны. Эксперты считают, что доля ввозимых машин может дойти до 30 %. Однако параллельный импорт не способствует снижению цен на запчасти и готовые авто. При высоких расходах на перевозку и сертификацию дилерам невыгодно ввозить бюджетные модели. Кроме того, выпуск на западных заводах тоже сократился из-за сложностей с поставками комплектующих.

Что предлагают

В 2023 году основную часть российского авторынка займут китайские автомобили и Лады: такой прогноз дали в «Автостате». Ассортимент у дилеров расширяется, так что рынок ждет много новинок. Прогнозировать долю параллельного импорта пока сложно, но в перспективе она может вырасти до 20 %. По такой схеме можно приобрести практически любую машину.

Корейские автомобили массового сегмента не исчезнут с рынка. Есть достаточный запас всех ходовых моделей Хендай и Киа, их хватит еще на 3–5 месяцев. Отечественные производители поставили цель увеличить производство. АвтоВАЗ собирается занять до 50 % рынка. Завод «Москвич» начнет выпускать две новые модели: Москвич 5 и Москвич 6. Раньше на предприятии собирали кроссоверы Рено Дастер, Каптюр и Аркана. В 2023 году на заводе планируют собрать не менее 50 тысяч автомобилей.

Статьи из «Колесо»

Лёгкие диски – экономия топлива

6
Есть люди, которые «балуют» свою машину разными плюшками – покупают насадки на глушители, устанавливают дополнительную...

Штрафы растут как грибы

29
В Госдуме обсуждается законопроект, которым ужесточаются меры наказания за различного рода...

Флаг тебе в номер

43
Мы все привыкли к тому, что автомобильные номера, выданные в нашей стране, имеют чёрные цифры...

ДОСААФ поможет участникам СВО

16
Автомобиль с ручным управлением «LADA GRANTA» будет предоставлен для обучения вождению...

«Квартира» для летних шин

11
Наступает время, когда многие автомобилисты «переобуваются». Но все ли знают, что шины,...

Скрытые функции автомобиля

121
Полезные функции, которыми часто оснащаются современные автомобили, иногда остаются незамеченными неопытными автомобилистами. Вот 10 скрытых возможностей,...

«Капитану» море не нужно

15
Сколько в Китае автозаводов? Думаю, не каждый автоэксперт сможет однозначно ответить на этот...

Камеры: ловят, не ловят…

21
Каждый водитель в силу различных обстоятельств иногда сам становится пассажиром. И невольно...

Штрафы возрастут

11
Государственная Дума в первом чтении приняла законопроект, который может значительно...