Любовь можно купить
В 2022 году продажи новых авто в России упали на 59 %, а цены выросли на 24 %. Это худшие показатели за последние 20 лет. В нынешнем году дилеры обещают подорожание еще на 10 %. Как изменился российский авторынок и что ждет покупателей в 2023, разбирался journal.tinkoff. ru.
Новые автомобили за год подорожали на 24 %, подсчитал Росстат. Сильнее всего выросли цены на иномарки – на 39,1 %. Машины отечественных брендов стали дороже на 29,6 %. Главный скачок цен произошел в марте –в среднем на 23 %, хотя были повышения до 60 % на отдельные модели. С продажами весной тоже было тяжелее всего: число объявлений на «Авто-ру» упало вдвое относительно начала года. Летом и осенью цены медленно падали. Средневзвешенная цена установилась на уровне чуть выше 2 млн рублей, что на 13 % ниже показателей апреля-мая. Предложений о продаже по сравнению с мартом стало на 58 % больше. Изменилась сама структура рынка. Доля авто в ценовом сегменте от 800 тысяч до 1,5 млн рублей уменьшилась в три раза. С автомобилями от 3 до 5 млн рублей все наоборот: предложений стало втрое больше. К концу года российский авторынок так и не достиг докризисного уровня. Теперь около 40 % рынка приходится на Лады, еще
30 % – на автомобили китайских брендов.
Цены в 2022 году…
Ушли зарубежные компании. Весной европейские, американские, японские и корейские автокомпании прекратили работу в России: ушли 12 брендов, хотя некоторые сохранили российские подразделения для поддержки клиентов. К концу года в стране официально работали 14 брендов – российских и китайских. В начале 2022 года их было 60.
Закрылись заводы. В мае почти все заводы ушли на корпоративные каникулы, производство легковушек в России упало на 81,3 %, если сравнивать с апрелем. Простаивание заводов и прекращение поставок привели к нехватке автомобилей, и продажи весной сократились на 83,5 %. В условиях дефицита и девальвации рубля машины продавали с огромными наценками. Автопроизводители тоже переписывали прайс-листы в сторону увеличения. Появился спрос на альтернативные поставки машин.
Заработал параллельный импорт. Весной правительство разрешило ввозить машины и запчасти по параллельному импорту. По такой схеме не требуется разрешение дистрибьютора. В результате к концу года в Россию завезли автомобили 500 моделей от 85 брендов, при этом официально в стране продается только 68 моделей от 17 производителей.
Летом некоторые компании стали снижать цены. Это происходило на фоне укрепления курса рубля и обострения конкуренции между брендами из Китая. Уменьшение ценовых порогов на модели ведущих китайских брендов потащило вниз все остальные сегменты рынка новых и подержанных автомобилей. Например, АвтоВАЗ запустил продажи упрощенных версий своих моделей по более низкой цене и начал продавать упрощенную Ладу Гранту без подушек безопасности и АБС. Весной владельцы откладывали покупку новой машины из-за общего подорожания, а срок пользования автомобилем увеличился. При этом автосалоны сворачивали программы трейд-ина.
…и в 2023-м
В первые месяцы покупатели вряд ли ощутят перемены. Остатки со складов цены не изменят, а стоимость свежих машин с заводов производители скорректируют позже. В декабре 2022 года Минпромторг РФ заявил, что в стране нет дефицита новых автомобилей. Дилеры уже наладили альтернативные каналы поставок. Дилерские центры не планируют делать накрутку за дополнительное оборудование: цены и без того высокие. Официально в Россию поставляют авто китайских брендов, цены на них будут зависеть от стоимости логистики, транзакционных издержек и российского законодательства.
Инфляция и курсы валют – факторы, которые всегда влияли на стоимость автомобилей. Обычно с 1 января автопроизводители повышали цены на 3–4 % из-за инфляции. По итогам 2022 года она составила 12 %, а в 2023-м Центробанк прогнозирует 5–7 %. Некоторые бренды уже предупредили о росте цен на 7 %. Глава АвтоВАЗа заявил, что Лады подорожают, но рост будет ниже уровня прогнозируемой инфляции.
Параллельный импорт в России продлили на весь 2023 год, но его перспективы неочевидны. Эксперты считают, что доля ввозимых машин может дойти до 30 %. Однако параллельный импорт не способствует снижению цен на запчасти и готовые авто. При высоких расходах на перевозку и сертификацию дилерам невыгодно ввозить бюджетные модели. Кроме того, выпуск на западных заводах тоже сократился из-за сложностей с поставками комплектующих.
Что предлагают
В 2023 году основную часть российского авторынка займут китайские автомобили и Лады: такой прогноз дали в «Автостате». Ассортимент у дилеров расширяется, так что рынок ждет много новинок. Прогнозировать долю параллельного импорта пока сложно, но в перспективе она может вырасти до 20 %. По такой схеме можно приобрести практически любую машину.
Корейские автомобили массового сегмента не исчезнут с рынка. Есть достаточный запас всех ходовых моделей Хендай и Киа, их хватит еще на 3–5 месяцев. Отечественные производители поставили цель увеличить производство. АвтоВАЗ собирается занять до 50 % рынка. Завод «Москвич» начнет выпускать две новые модели: Москвич 5 и Москвич 6. Раньше на предприятии собирали кроссоверы Рено Дастер, Каптюр и Аркана. В 2023 году на заводе планируют собрать не менее 50 тысяч автомобилей.