Лучше не смешивать
Проблема смешивания моторных масел от разных производителей является актуальной как для абсолютных новичков, так и для опытных автолюбителей. В самом начале стоит сказать, что смешивать масла допустимо, но нежелательно. Приведенный ниже материал опирается на ряд исследований, рекомендаций автопроизводителей и самих изготовителей моторных масел, а также на отзывы опытных автолюбителей и механиков.
Смешивание масел официально не запрещено самими производителями. Существует лишь рекомендация использовать масло одного производителя. В экстренной ситуации вполне возможно долить масло и добраться до места ремонта автомобиля с последующей немедленной и полной заменой смазочного материала на рекомендуемое производителем автомобиля. При смешивании не должно происходить потенциально опасных для силовой установки химических реакций, выпадения осадка, эффекта вспенивания и т. д.
Затруднения и сложности, связанные с моторным маслом, начинаются тогда, когда автовладелец по ряду причин принимает решение о переходе на смазочный материал от другого производителя, меняет вязкость и группу масла, залитого на автозаводе. Не менее распространенной практикой является также вынужденная необходимость доливать в мотор определенное количество при падении уровня масла, тем самым смешивая его с маслом от другого изготовителя.
До конца слить отработанное масло из двигателя невозможно. Даже после тщательного удаления отработанного материала из двигателя путем слива и/или отсоса в моторе неизбежно остается примерно пол-литра старого масла. Это в полной мере касается и промывочных составов, а также различных «коктейлей» из масел, смешанных с дополнительными присадками.
Моторное масло – важный элемент конструкции двигателя. Оно может длительно и надежно выполнять свои функции, обеспечивая заданный ресурс двигателя, только при точном соответствии его свойств тем термическим, механическим и химическим воздействиям, которым масло подвергается в смазочной системе двигателя и на поверхностях смазываемых и охлаждаемых деталей. Взаимное соответствие конструкции двигателя, условий его эксплуатации и свойств масла – одно из важнейших условий достижения высокой надежности двигателей.
Основной проблемой при смешивании масел может являться химическая реакция между присадками. Добавление присадок обусловлено необходимостью достичь определенных физико-химических свойств применительно к тому типу масла, куда их добавляют. Подобные присадки ощутимо различаются по составу для каждой группы масел. У каждого производителя имеется несколько видов масел с разными пакетами присадок.
Смешивание масел различной вязкости допустимо, но это может повлиять на коэффициент высокотемпературной вязкости. Почему допускается смешивать масло от одного производителя? Разные масла одного бренда предполагают наличие общих базовых элементов в составе присадок сравнительно с маслами от других марок.
Такой подход позволяет минимизировать риски их потенциального конфликта. Специалисты и автомеханики утверждают, что лучше доливать пусть и отличающееся по вязкости и группе масло, но только того производителя, чье масло изначально было залито в мотор. Данную рекомендацию учитывают и при переходе с одной группы масла на другую, а также при смене вязкости масла в рамках одного бренда.
Итог: казалось бы, смешивать моторные масла между собой допустимо, хотя и нежелательно, и на первый взгляд ничего сложного в этом процессе нет. Но нужны определенные знания и крайняя осторожность. Во-первых, делать это нужно только при крайней необходимости. Во-вторых, желательно смешивать масла только от одного производителя, даже если у них другая вязкость. В-третьих, физико-химические свойства такого «коктейля» (особенно от разных производителей) будут значительно ухудшены, различные присадки могут вступить между собой в химическую реакцию.
Поэтому при первой же возможности нужно будет провести полную замену масла в двигателе, а затем еще раз повторить данную процедуру через 4–5 тысяч километров пробега.