Маршрутки: нерегулируемые тарифы выпадающих расходов
По накалу страстей тема выборов градоначальника Махачкалы как-то отошла на второй план, уступив по популярности обсуждению повышения стоимости проезда в общественном транспорте. Но гораздо больше удивляет другое: часть водителей маршруток и сами пассажиры в этот раз оказались по одну сторону баррикад. Почему и как – поясним позже.
В редакцию «ДП» читатели обращаются с просьбой разъяснить ситуацию, поскольку внятных объяснений все еще никто не дал. Правда, ранее в ряде СМИ появилась информация со ссылкой на начальника управления промышленности, транспорта, связи и дорожного хозяйства Махачкалы Андрея Гусейнова. Чиновник говорил о произошедшем как о неприятном сюрпризе, с которым еще будут разбираться. А пока суд да дело, цена за проезд на некоторых маршрутах все же выросла. За комментариями мы обратились к начальнику отдела организации транспортного обслуживания населения администрации Махачкалы Арсену Магомедову.
Как пояснил собеседник, существует два вида регулярных перевозок, предусмотренных федеральным законодательством: по регулируемым и нерегулируемым тарифам. Перевозки, осуществляемые в Махачкале автобусами малого класса, относятся к категории нерегулируемых тарифов.
— То есть право устанавливать тариф лежит на самих перевозчиках, – поясняет Магомедов. – Они устанавливают тариф, уведомляют об этом администрацию города. В том случае, если мы не согласны с представленной калькуляцией, направляем соответствующее заявление в прокуратуру республики, региональную Службу по тарифам и в УФАС РД на предмет обоснованности представленных расчетов, что мы и сделали. Насколько мне известно, в данное время проводятся соответствующие проверочные мероприятия.
О том, что повышение прежде всего связано с выводом из «тени» деятельности компаний-перевозчиков, мы уже говорили в материале «Везёт тем, кто везёт, или Шесть рублей за воздух» («ДП» от 29.01.2019 г.). Подтвердилось это и в беседе с нашим собеседником. Сотрудники городского отдела организации транспортного обслуживания населения после получения уведомлений от компаний-перевозчиков произвели собственные расчеты с учетом налоговых отчислений, оформления должным образом трудовых отношений, отчисления социальных выплат работникам компаний-перевозчиков и т.д. Итого: даже по самым скромным подсчетам цена за проезд должна составлять не менее 23 рублей, уверены в отделе.
— Мы исходим из справедливых расчетов, то есть как минимум водитель, работающий за МРОТ, отсюда соответствующие налоговые отчисления, все нормативы издержек предприятия и нормативы по амортизационным износам транспортных средств, – объяснил Магомедов. – Отсюда и тариф соответствующий. Справедливости ради стоит сказать, что ранее «серые» схемы при составлении трудовых договоров, уход от налогов позволяли компаниям держать тариф на том уровне, который не менялся в течение последних четырех лет.
Сегодня же от перевозчиков требуют работать в соответствии с законодательством, периодически обновляя свой парк, заботясь о безопасности пассажиров, при этом не завышая маржу.
— В принципе рентабельность в тарифе 23 рубля заложена нормативная – 9,8%. Рентабельность в пределах 10% в транспортном сегменте считается нормальной, – подчеркивает собеседник «ДП». – Плюс присутствует инвестиционная составляющая – на обновление парка машин.
Автобусы – тема отдельная. О том, что они ездят на метане, самом дешевом автомобильном топливе на сегодняшний день, разве что на лбу у водителя не написано, но и тут цена за проезд повысилась вдвое.
Комментируя произошедшее, Магомедов отмечает: данный вид общественного транспорта также относится к категории отрасли, осуществляющей перевозки по нерегулируемым тарифам. Происходить это будет до тех пор, пока либо уполномоченный орган местного самоуправления, либо уполномоченный орган региона – транспортное управление при администрации Махачкалы и Минтранс РД соответственно не сочтут нужным внести изменения в нормативно-правовой акт о регулируемости тарифов. А это соответствующий регламент: проведение конкурса, иная контрактная система и так далее.
Если же говорить конкретно о маршрутках, то, к примеру, если при пересмотре тарифной политики в пользу пассажиров администрация города возьмет на себя ответственность и установит цену не в 23, а, скажем, в 20 рублей, тогда 3 рубля за каждого пассажира станет доплачивать городской бюджет. Если даже по минимальным подсчетам предположить, что каждая маршрутка (а средний выход на линию составляет чуть более 1600 транспортных средств) будет перевозить в день порядка 150 пассажиров, то можно себе представить неподъемную для администрации сумму, которую она будет вынуждена восполнять компаниям как выпадающий доход.
Так что с финансовой точки зрения администрация города не в состоянии перевести всю отрасль пассажироперевозок на регулируемый тариф, она «тянет» только троллейбусы, восполняет за каждого пассажира порядка 9 рублей, как пояснил собеседник. Только в этом году предусмотрено более 20 миллионов рублей на поддержку троллейбусного предприятия в части выпадающих доходов.
— В доводах перевозчиков есть своя доля правды, – говорит Арсен Магомедов. – Последнее подорожание произошло в 2014 году, когда цена на топливо была в разы дешевле. Стоит учитывать и инфляцию, индекс потребительских цен. То есть резонанс в этот раз возник на почве того, что с тех пор постепенного, плавного повышения на 1 рубль, условно выражаясь, не произошло, а тариф резко вырос.
P.S. В администрации города заверяют, что объективность расчетов все же будет досконально изучена. И мы уже говорили о том, что один из аргументов перевозчиков звучит примерно так: хотите ездить безопасно и с комфортом – платите столько, сколько скажем. Не ошибусь, если скажу, что на безопасность перевозок возросший тариф вряд ли повлияет: новенькими маршрутки от этого не станут, а желание нестись как угорелые и ронять на ходу пассажиров новый тариф у водителей не отнимет. К тому же индекс потребительских цен и растущая инфляция затронули финансовые интересы всех граждан, а не только сотрудников компаний-перевозчиков, и при этом зарплаты-то у пассажиров не выросли.
Понятно, в мэрии должны учитывать интересы обеих сторон – предпринимателей и пользователей услуг общественного транспорта, но все же мало надежды на то, что цена останется прежней. Основанное на обычной практике подозрение – когда цены растут на все, а зарплаты остаются на прежнем уровне – также не вселяет надежды.
Тем временем водители некоторых маршрутов бойкотируют нововведение начальства, упорно дают 6 рублей сдачи с 23-х. Говорят, что сами не в восторге от происходящего.
Очевидно, что для того, чтобы повысить качество применяемой тарифной политики, необходимо создать эффективный метод, который будет учитывать социальную значимость транспортных услуг и адекватное сочетание элементов рыночного и государственного регулирования рынка. Применение подобной политики необходимо, так как предприятия должны быть прибыльными за счет более эффективной работы, а не за счет повышения тарифов. Но при этом необходимо также руководствоваться законами и актами в области тарифообразования. Разумно, а не принимая во внимание интересы одной стороны.
Не согласиться с тем, что топливо дорожает, что работать по закону есть благо, да и картошка с мясом для перевозчиков не дешевле, чем для пассажиров, нельзя. Но на то и существует власть, чтобы регулировать чашу весов, не ссылаясь на их нерегулируемость. На то и депутаты есть, четко сознающие, что рыночные отношения не должны быть базарными, когда воля продавца душит потребителя. Или не сознают? А сознают ли, что наши выпадающие доходы тоже было бы неплохо восполнить? Сомневаюсь.
И последнее. Если завтра сотрудники, скажем, газовой компании придут и скажут: так, ребята, с сегодняшнего дня счетчики отменяются, станете платить по полторы тысячи с человека в месяц. Как минимум потребуется документальное подтверждение обоснованности такой вот вакханалии, не правда ли?! Правда. А «с 27 января цена за проезд по Махачкале составляет 23 рубля» – объявления, развешенные в некоторых маршрутках, – это не документ, подкрепленный печатью и подписью ответственного чиновника городской администрации. Это просто желание перевозчика, выложенное на бумагу. Стоит ли воплощать его в жизнь? Решайте сами.