X
09:33 01.02.2019

Маршрутки: нерегулируемые тарифы выпадающих расходов

По накалу страстей тема выборов градоначальника Махачкалы как-то отошла на второй план, уступив по популярности обсуждению повышения стоимости проезда в общественном транспорте. Но гораздо больше удивляет другое: часть водителей маршруток и сами пассажиры в этот раз оказались по одну сторону баррикад. Почему и как – поясним позже.

В редакцию «ДП» читатели обращаются с просьбой разъяснить ситуацию, поскольку внятных объяснений все еще никто не дал. Правда, ранее в ряде СМИ появилась информация со ссылкой на начальника управления промышленности, транспорта, связи и дорожного хозяйства Махачкалы Андрея Гусейнова. Чиновник говорил о произошедшем как о неприятном сюрпризе, с которым еще будут разбираться. А пока суд да дело, цена за проезд на некоторых маршрутах все же выросла. За комментариями мы обратились к начальнику отдела организации транспортного обслуживания населения администрации Махачкалы Арсену Магомедову.

Как пояснил собеседник, существует два вида регулярных перевозок, предусмотренных федеральным законодательством: по регулируемым и нерегулируемым тарифам. Перевозки, осуществляемые в Махачкале автобусами малого класса, относятся к категории нерегулируемых тарифов.

— То есть право устанавливать тариф лежит на самих перевозчиках, – поясняет Магомедов. – Они устанавливают тариф, уведомляют об этом администрацию города. В том случае, если мы не согласны с представленной калькуляцией, направляем соответствующее заявление в прокуратуру республики, региональную Службу по тарифам и в УФАС РД на предмет обоснованности представленных расчетов, что мы и сделали. Насколько мне известно, в данное время проводятся соответствующие проверочные мероприятия.

О том, что повышение прежде всего связано с выводом из «тени» деятельности компаний-перевозчиков, мы уже говорили в материале «Везёт тем, кто везёт, или Шесть рублей за воздух» («ДП» от 29.01.2019 г.). Подтвердилось это и в беседе с нашим собеседником. Сотрудники городского отдела организации транспортного обслуживания населения после получения уведомлений от компаний-перевозчиков произвели собственные расчеты с учетом налоговых отчислений, оформления должным образом трудовых отношений, отчисления социальных выплат работникам компаний-перевозчиков и т.д. Итого: даже по самым скромным подсчетам цена за проезд должна составлять не менее 23 рублей, уверены в отделе.

— Мы исходим из справедливых расчетов, то есть как минимум водитель, работающий за МРОТ, отсюда соответствующие налоговые отчисления, все нормативы издержек предприятия и нормативы по амортизационным износам транспортных средств, – объяснил Магомедов. – Отсюда и тариф соответствующий. Справедливости ради стоит сказать, что ранее «серые» схемы при составлении трудовых договоров, уход от налогов позволяли компаниям держать тариф на том уровне, который не менялся в течение последних четырех лет.

Сегодня же от перевозчиков требуют работать в соответствии с законодательством, периодически обновляя свой парк, заботясь о безопасности пассажиров, при этом не завышая маржу.

— В принципе рентабельность в тарифе 23 рубля заложена нормативная – 9,8%. Рентабельность в пределах 10% в транспортном сегменте считается нормальной, – подчеркивает собеседник «ДП». – Плюс присутствует инвестиционная составляющая – на обновление парка машин.

Автобусы – тема отдельная. О том, что они ездят на метане, самом дешевом автомобильном топливе на сегодняшний день, разве что на лбу у водителя не написано, но и тут цена за проезд повысилась вдвое.

Комментируя произошедшее, Магомедов отмечает: данный вид общественного транспорта также относится к категории отрасли, осуществляющей перевозки по нерегулируемым тарифам. Происходить это будет до тех пор, пока либо уполномоченный орган местного самоуправления, либо уполномоченный орган региона – транспортное управление при администрации Махачкалы и Минтранс РД соответственно не сочтут нужным внести изменения в нормативно-правовой акт о регулируемости тарифов. А это соответствующий регламент: проведение конкурса, иная контрактная система и так далее.

Если же говорить конкретно о маршрутках, то, к примеру, если при пересмотре тарифной политики в пользу пассажиров администрация города возьмет на себя ответственность и установит цену не в 23, а, скажем, в 20 рублей, тогда 3 рубля за каждого пассажира станет доплачивать городской бюджет. Если даже по минимальным подсчетам предположить, что каждая маршрутка (а средний выход на линию составляет чуть более 1600 транспортных средств) будет перевозить в день порядка 150 пассажиров, то можно себе представить неподъемную для администрации сумму, которую она будет вынуждена восполнять компаниям как выпадающий доход.

Так что с финансовой точки зрения администрация города не в состоянии перевести всю отрасль пассажироперевозок на регулируемый тариф, она «тянет» только троллейбусы, восполняет за каждого пассажира порядка 9 рублей, как пояснил собеседник. Только в этом году предусмотрено более 20 миллионов рублей на поддержку троллейбусного предприятия в части выпадающих доходов.

— В доводах перевозчиков есть своя доля правды, – говорит Арсен Магомедов. – Последнее подорожание произошло в 2014 году, когда цена на топливо была в разы дешевле. Стоит учитывать и инфляцию, индекс потребительских цен. То есть резонанс в этот раз возник на почве того, что с тех пор постепенного, плавного повышения на 1 рубль, условно выражаясь, не произошло, а тариф резко вырос.

P.S. В администрации города заверяют, что объективность расчетов все же будет досконально изучена. И мы уже говорили о том, что один из аргументов перевозчиков звучит примерно так: хотите ездить безопасно и с комфортом – платите столько, сколько скажем. Не ошибусь, если скажу, что на безопасность перевозок возросший тариф вряд ли повлияет: новенькими маршрутки от этого не станут, а желание нестись как угорелые и ронять на ходу пассажиров новый тариф у водителей не отнимет. К тому же индекс потребительских цен и растущая инфляция затронули финансовые интересы всех граждан, а не только сотрудников компаний-перевозчиков, и при этом зарплаты-то у пассажиров не выросли.

Понятно, в мэрии должны учитывать интересы обеих сторон – предпринимателей и пользователей услуг общественного транспорта, но все же мало надеж­ды на то, что цена останется прежней. Основанное на обычной практике подозрение – когда цены растут на все, а зарплаты остаются на прежнем уровне – также не вселяет надежды.

Тем временем водители некоторых маршрутов бойкотируют нововведение начальства, упорно дают 6 рублей сдачи с 23-х. Говорят, что сами не в восторге от происходящего.

Очевидно, что для того, чтобы повысить качество применяемой тарифной политики, необходимо создать эффективный метод, который будет учитывать социальную значимость транспортных услуг и адекватное сочетание элементов рыночного и государственного регулирования рынка. Применение подобной политики необходимо, так как предприятия должны быть прибыльными за счет более эффективной работы, а не за счет повышения тарифов. Но при этом необходимо также руководствоваться законами и актами в области тарифообразования. Разумно, а не принимая во внимание интересы одной стороны.

Не согласиться с тем, что топливо дорожает, что работать по закону есть благо, да и картошка с мясом для перевозчиков не дешевле, чем для пассажиров, нельзя. Но на то и существует власть, чтобы регулировать чашу весов, не ссылаясь на их нерегулируемость. На то и депутаты есть, четко сознающие, что рыночные отношения не должны быть базарными, когда воля продавца душит потребителя. Или не сознают? А сознают ли, что наши выпадающие доходы тоже было бы неплохо восполнить? Сомневаюсь.

И последнее. Если завтра сотрудники, скажем, газовой компании придут и скажут: так, ребята, с сегодняшнего дня счетчики отменяются, станете платить по полторы тысячи с человека в месяц. Как минимум потребуется документальное подтверждение обоснованности такой вот вакханалии, не правда ли?! Правда. А «с 27 января цена за проезд по Махачкале составляет 23 рубля» – объявления, развешенные в некоторых маршрутках, – это не документ, подкрепленный печатью и подписью ответственного чиновника городской администрации. Это просто желание перевозчика, выложенное на бумагу. Стоит ли воплощать его в жизнь? Решайте сами.

Похожие

Изгнанники из транспортного рая

30
Пожилой пассажир устало опускается на услужливо освобожденное парнем сидение и замечает: «Над моим домом самолеты чаще...

«Бомбилам» тут не место

14
Бытует шутка, что в Дагестане таксистов больше, чем пассажиров. Действительно, частный извоз...

Транспортные алгоритмы Дагестана

901
Транспортная инфраструктура в настоящем – один из...

Тысяча и одна проблема

94
Система общественного транспорта в Дагестане, мягко говоря, далека от совершенства. Людям...

Бесконечный час пик

37
Как сытый голодного не понимает, так и имеющий автомобиль никогда не поймет мытарства...

Ответы без ответов, или «Метановые» маршруты

44
После публикации в «ДП» в ноябре прошлого...

Пассажиры третьего сорта?

57
Только одному мне кажется, что поездка в дилижансе по просторам Дикого Запада была...

Статьи из «Общество»

Нам есть что защищать!

15
Наступивший 2025-й Президент Российской Федерации Владимир Путин предложил назвать Годом...

Удачный год лётчика Юсупа Акаева

12
Выдающийся летчик, Герой Советского Союза Юсуп Акаев (на...

Красный флаг над стенами рейхстага

10
Наступивший 2025 год – особенный. Это год 80-летия Великой...

Оставляем след в истории

9
Планета Земля окутана разными сферами: экзосфера, термосфера, стратосфера, тропосфера и другие, которые и образуют нашу атмосферу – воздушную обитель...

Встреча с инспектором ДПС

9
Имеет ли право инспектор ГАИ интересоваться подробностями личной жизни водителя, задавая...

Похищение рыжей

9
Однажды Магомед Сулиманов, человек, способный на самые сногсшибательные поступки, позвонив...

Говорящая «аварийка»

5
Кнопка с красным треугольником превратилась в универсальное средство коммуникации на дороге. При этом «аварийка», напомним, была задумана совсем не для того,...

Советский джип ГАЗ-69

10
История знаменитого ГАЗ-69 началась в 1946 году, когда Советскому Союзу потребовался новый...

LED-лампы в фарах

21
Многие автомобилисты в свои не очень современные автомобили норовят вместо галогенных...

Новые, редкие и исчезающие

18
_ Почти 50 тысяч гектаров площади, объединяющих в себе экосистемы двух разных участков:...

Встреча с инспектором ДПС

12
Имеет ли право инспектор ДПС интересоваться подробностями личной жизни водителя, задавая вопросы вроде: «Куда направляетесь? Какова цель поездки?». Почему...

Первый и в бою, и в труде

10
Весной 1941 года, в канун начала Великой Отечественной войны с фашистской Германией, Абдулгамида Шейхмагомедова односельчане выбрали председателем колхоза имени...