Мифологические персонажи горских евреев Дагестана

Горские евреи - одна из этнических групп евреев Кавказа, потомки древних евреев, плененных и перемещенных сначала в Месопотамию, точнее, в Юго-Западный Иран, где они освоили язык окружающего населения (татский язык), а затем под давлением конфессиональных и социально-экономических обстоятельств были вынуждены переселиться в Северный Азербайджан и Дагестан, где обрели вторую родину и сформировались как самостоятельный этнос.
Эти обстоятельства наложили свой отпечаток на идеологические воззрения, религиозные верования и мифологическую систему горских евреев. Своеобразие мифологических персонажей заключается в том, что они сформировались в различные исторические эпохи и состояли из автохтонных и аллохтонных языческих божеств и демонов. Приводимая нами номенклатура мифологических персонажей горских евреев в основном взята из труда И.Ш.Анисимова "Кавказские евреи-горцы", публикаций И.Г.Семенова и некоторых других авторов.
Вероятно, как и у других народов мира, наиболее древними богами горских евреев были персонифицируемые небесные светила и атмосферные явления. Однако информацией на этот счет мы не располагаем. В соответствии с нашей классификацией наиболее крупным отраслевым божеством следует, вероятно, признать Идора — "властителя растительного царства", в честь которого перед началом весны существовал праздник Шев-Идор, т.е. ночь Идора.
На наш взгляд, являются персонификациями времен года мифологические персонажи Гудур-Бой и Кесен-Бой, которые, по сведениям И.Ш.Анисимова, "относятся к божествам осени и зимы". В честь них также устраивалось в ноябре празднество, в котором участвовали юноши.
В обрядах метеорологической магии горских евреев встречается божество Гогиль, которое упоминается девушками в песне обряда вызывания солнца. Ему также был посвящен одноименный праздник.
Благодетельным к людям является соединяющий "личности Ильи пророка с богом богатства" "добрый дух" Илеh-Нови, показывающийся людям в ночь с субботы на воскресенье в виде бедно одетого гостя или белого духа с огромной бородой. Принявшего и накормившего Илеhа-Нови в качестве гостя ожидает богатство. Если его пригласят на свадебный пир, то жизнь новобрачных будет счастлива. Аналогичные мифологические сюжеты об исламских святых Хидир-Неби и Лукман-гьакиме, которые под видом гостя приносят в дом благополучие и достаток и отводят беду, распространены у лезгин и табасаранцев.
На наш взгляд, персонификациями божеств продуцирования и покровительствующих семье и браку у горских евреев Дагестана выступали ряженые думбой, сопровождавшие канатоходцев "пехливончи" во время представлений на свадьбах и других общественных мероприятиях. У кумыков также определенную роль на свадьбах и в дни новогоднего весеннего праздника Навруз играли ряженые — "доммай". Присутствовали ряженые на календарных, аграрных, общественных, семейных праздниках и обрядах и у других народов Дагестана.
Амбивалентное, принадлежащее "переменно к добрым и злым" "божество Нум-Негир", по определению И.Ш.Анисимова, — "покровитель путников и семейного плодородия". Обращают на себя внимание зооморфная ипостась, модусы появления и исчезновения этого персонажа: "Оно является человеку в виде белой каменной куницы, которая проносится мимо с быстротою молнии и исчезает моментально из вида, не дав ему опомниться". Его появление и прохождение меж ног человека — предвестник беды, горя, семейных несчастий и болезней новорожденных, которых, согласно традиции, "держит" (душит) Нум-Негир за грехи родителей". В соответствии с интерпретацией И.Г.Семенова, помимо представления горских евреев о том, что "Нум-негир душит ребенка", слово (имя) "нум-негир" имеет и другое значение и перевод — "тот, чье имя нельзя произносить". Здесь налицо табуация имени мифологического персонажа, встречающегося довольно часто в мировых мифологиях.
По мнению И.Г.Семенова, персонаж Нум-негир — "реликт культуры средневековых восточнокавказских племен".
Домовая змея Ождеhoje-мар, неправильно названная И.Ш.Анисимовым "домовым", — доброе божество, безвредное и покровительствующее семье. В мифологизированном сознании представлялась в виде семиглавой змеи, местом обитания которой были подпол и фундамент жилища или же потолок и стена. Она была невидима для людей. Ее не трогали и не убивали. Верующие клали домовой змее чашку меда как жертвоприношение. Вера в домовых змей была присуща и другим народам Дагестана.
Информация о таком демонологическом персонаже горских евреев, как домовой, крайне скудна. Известно лишь то, что он выступал под наименованием Хюрсек, мог иметь облик летающего бородатого мужчины, а его появление среди людей сулило удачу. Представления о домовом, душащем человека во время сна, владеющем чудесными предметами, имелись и у других народов Дагестана.
Имеющий широкие аналогии и параллели в мифологических системах народов Дагестана водяной Сер-ови (СергIови) ("Глава воды") у горских евреев является в антропоморфной ("имеет образ воздушной девы, белой, как снег") и аморфной ("В темную ночь Сер-ови преобразовывается и расстилается над водой в виде черного тумана") ипостасях. Наряду с благодетельными ("сидит над фонтаном и охраняет воды, чтобы люди не бросали в них нечистоты") предпринимает и злокозненные действия ("иногда же Сер-ови манит молодых людей и топит их в воде, а стариков не трогает"). Оберегом от него служили стальные предметы и, в частности, носимые на большом пальце булатные кольца.
Обращают на себя внимание полиморфизм, амбивалентность и андрогенная природа этого сложного синкретического персонажа: несмотря на то, что водяной Сер-ови ("Глава воды") мыслился в мужском облике, он имел "образ воздушной девы". Вероятно, неустойчивая или паритетная половая принадлежность этого образа опосредствованно отражает трансформацию гендерных ролей мифологических персонажей эпохи распада первобытного общества и перехода к раннеклассовому обществу. "Надо полагать, что представления о СергIови представляют собой наиболее архаичный слой горскоеврейской демонологии и, скорее всего, были заимствованы у народов Ирана", — отмечает И.Г.Семенов.
Однозначно враждебными человеку были демоны-антагонисты беременных и рожениц. В последние три месяца перед родами беременная женщина должна была опасаться мифического существа Вечехур ("Съедающий птенца"), которое по народным представлениям было способно похитить ребенка из утробы матери во время ее сна.
Аналогичные персонажи, крадущие плод из утробы матери, имелись в религиозных верованиях и других народов Дагестана. Представления о существах (фейри), крадущих младенцев у матерей, имелись и в фольклоре народов Западной Европы.
Демоном-антагонистом беременных и рожениц была Дедей-Ол ("Мать Ол"). Она имела облик страшной женщины, одетой во все белое, с длинными волосами. Обитала по берегам рек. Ее заставали там выполаскивающей внутренности рожениц, которыми демон завладевал обманом, явившись в образе близкой родственницы в тот момент, когда беременная оставалась в комнате одна. Знаком ее пребывания служило большое кровавое пятно в виде ладони и пальцев, которое она оставляла над дверью. Демон боялся обнаженного кинжала. Приобрести власть над Дедей-Ол можно было, отрезав у нее косу. Люди боялись проклятия Дедей-Ол, так как у проклинаемого человека впоследствии умирали все родные.
Вера в злого демона-антагониста беременных и рожениц бытовала у дагестанских и у других народов мира. Чаще всего этот персонаж известен как демон Ал (Ал баб, Ал анасы, Албасты). Как считают исследователи, в основе образа Ал лежит появившийся не без переднеазиатского влияния культ Богини матери, широко распространенный в среде раннеземледельческих племен и известный также и древним земледельцам Дагестана. По мнению В.М.Котович, в образе демона Ал до нас дошел "прошедший долгую эволюцию и значительно трансформированный образ Великой Матери".
Замыкает демонологию горских евреев "злой", "нечистый дух" Шеhаду — глава нечистой силы, обитающей во враждебном человеку потустороннем мире.
Таким образом, как это видно из представленного материала, можно отметить сравнительное отраслевое многообразие и разветвленность иерархической структуры дошедших до нашего времени языческих мифологических персонажей горских евреев Дагестана. Изучение их показало, что они сформировались в различные исторические эпохи и испытали влияние мифологических систем иранских, тюркских и северокавказских народов.
Статьи из «Общество»
По совету дяди

Рыбный язык

Осколки счастья

Ну, прогноз, погоди!

У природы нет плохой погоды

Особое задание

Смелого судьба бережёт

Эвтаназия для друга человека
