Михаил Федотов: «Свободу дали всем, да не все ее взяли»
Каким медиаобщество видит выход из кризиса, и что для этого нужно сделать? Об этом наша коллега Венера Якупова говорит в своей книге «Добро и зло российской журналистики». Каким видится настоящее и будущее российского медиасообщества одному из авторов Закона РФ «О средствах массовой информации», российскому юристу, политику, государственному деятелю и правозащитнику Михаилу Федотову.
– Михаил Александрович, каково, на ваш взгляд, состояние медийного рынка в России? Что происходит, например, в печатном секторе: почтовые тарифы растут, доставка газет и журналов носит нерегулярный характер, почтовые ящики в большинстве своём разбиты… Не сигналят ли таким образом российские власти, что бумажная пресса им не нужна?
– Главное, чтобы местная пресса была нужна читателям. Если она им нужна, тогда есть за что биться – поднимать заданные вами вопросы перед властями, в том числе и региональными, и добиваться, чтобы они больше занимались вопросами доставки периодики населению.
Сегодня «Почту России» не пинает только ленивый, но от этого ничего не меняется. «Почта России» всем отвечает: всё плохо потому, что у нас нет денег. С этим ведомством действительно нужно что-то делать. Это отдельная тема для серьёзного мозгового штурма. Но нужно эту твердыню штурмовать вместе с «Почтой России», а не пытаться её сделать крайней. Как только вы её делаете крайней, она начинает отбиваться. Решать проблемы доставки надо не в конфликте с «Почтой России», а в союзе с ней. Надо убедить её в том, что она понесёт убытки от того, что перестанет доставлять прессу подписчикам. Доказывать: партнёры, вы потеряете деньги, а не приобретёте; уничтожая СМИ, вы наносите ущерб себе. Хотя я понимаю, что «Почте России» нет дела до подписчиков. Но до своего кармана ей дело есть? Давайте попробуем сыграть в игру, когда выигрывают все, а не по принципу «Мы – выигрываем, вы – проигрываете».
На мой взгляд, коммерческая составляющая в работе нашей почты не должна противоречить её социальным функциям. Наоборот, коммерция обязана обеспечивать успешное функционирование социальных функций почты.
– Вы один из авторов закона о средствах массовой информации. За последние годы в него внесено немало поправок, ухудшающих некогда замечательный закон…
— Несмотря ни на что, закон работает, потому что авторы предусмотрели эшелонированную защиту его правовых норм. Как только «ломают» какую-нибудь статью закона, тут же срабатывает следующая «линия обороны», вызывая внутренние противоречия, которые блокируют применение новой нормы. Так закон сам себя защищает. Хотя надо признать, что поправки наш закон просто обезобразили.
— К сожалению, сегодня официальные органы мало реагируют на критические выступления СМИ и их запросы. Хотя в законе есть статья, которая обязывает чиновников отвечать в определённый срок на журналистские запросы.
— Эта норма закона жива. Надо только проявить настойчивость редакциям и журналистам, и её можно эффективно использовать. Кто виноват в том, что журналисты, не получив ответа на свой запрос, не обжалуют это в суде? Или, получив ответ с опозданием, не обжалуют порядок предоставления информации? Нужно действовать! Как это ни удивительно, но я процитирую Ленина. В своё время он высказал замечательную мысль, которая не утратила актуальности и сегодня: «Мы должны научить наших граждан воевать за свои права по всем правилам законной в РСФСР войны за свои права». Хорошо сказано! Мы должны научить всех журналистов воевать за свои права. Но не на митингах и демонстрациях, так как от этого толку немного, а по всем правилам законной борьбы за свои права. У нас есть судебная система? Есть! Мы можем её ругать, что она такая-сякая, но я знаю большое количество высокопрофессиональных, порядочных судей и не готов мазать чёрной краской всё судейское сообщество. Независимый суд — естественный союзник независимых СМИ.
– Главное, чтобы местная пресса была нужна читателям. Если она им нужна, тогда есть за что биться – поднимать заданные вами вопросы перед властями, в том числе и региональными, и добиваться, чтобы они больше занимались вопросами доставки периодики населению
– Выживут ли в современной экономической ситуации печатные СМИ?
– Смешной вопрос!
– Почему?
– Вы представляете газету «Казанские ведомости» – это авторитетное, серьёзное, известное издание. Но ваш продукт – это что? Бумага с типографской краской? Нет, конечно. Газета – это статьи, фотографии, рисунки и так далее. Какая разница, на чём это будет изображено: на бумаге или экране компьютера? Это не имеет значения! Во всём мире происходит конвергенция средств массовой информации. Интервью со мной вы можете опубликовать в газете, а можете разместить на сайте, добавив к нему звуковые или видеофайлы. Одно переходит в другое, всё синтетично, и это нормально. Конвергенция не означает, что пришёл конец газетам. Газета – это новости, статьи, аналитика. Достаточно долгое время газеты сохранятся в бумажном виде. Но они будут всё дороже и дороже. Ведь это продукт для любителей, для людей, которые хотят именно на бумаге получать газету. А большинство предпочтёт электронные газеты.
— Как приучить к чтению СМИ современную молодёжь? Может ли в этом помочь национальная программа поддержки интереса к чтению?
— В России есть программы поддержки чтения, но наличие программ не означает изменения реальной ситуации. Программ можно написать много. И даже выделить на них деньги. Но деньги украдут, а должного результата не будет. Конечно, такая программа нужна, но реальная, а не на бумаге. Моё мнение — интерес к чтению формируют не государственные программы, а семья. Вот у меня две внучки — одной два года, другой пять. Они обе начинают свой день с того, что открывают детские книжки и делают вид, что читают. Так, играючи, приучаются к чтению. Их мама, моя дочь, практически не даёт им смотреть телевизор – максимум два мультика в день. А ведь многие молодые родители рассуждают иначе: «Есть телевизор – пусть смотрит». Ну а дальше? Как этим детям жить дальше? С телевизором вместо головы?
(Журнал «Журналист», №2, февраль 2015)