Некачественный контрафакт
В России стало больше поддельного моторного масла. Под видом параллельного импорта водителям стали предлагать некачественный контрафакт. Эксперты выяснили, какие моторные масла сейчас подделывают чаще всего.
По данным Союза автосервисов, доля контрафакта на рынке автомобильных масел увеличилась с весны 2022 года до 30 % и в настоящее время составляет около 50 % всех продаж. Сотрудники МВД регулярно находят производителей масел поддельных брендов, однако уличенные в этом мошенники продолжают заниматься выгодным и почти безопасным бизнесом.
Российский союз автосервисов, проанализировав судебные дела об ответственности за торговлю поддельным моторным маслом, вынес мнение, что во всех случаях наказание было вынесено только за нарушение авторских прав, то есть за продажу масел конкретных марок без разрешения на то правообладателей. Так, бочка базового масла стоит 20 тысяч рублей. Это же масло, перелитое в фирменную бочку с маркировкой известного бренда, стоит уже 100 тысяч рублей. Правообладатели популярных, но ушедших из страны иностранных брендов больше не контролируют незаконное использование их торговых марок. Автовладельцы же столкнулись со снижением ресурса двигателей и неизбежным дорогостоящим ремонтом. Но технически доказать связь между поломкой мотора и некачественным маслом почти невозможно.
Сейчас на рынке есть три типа масел: продукция отечественных брендов или не ушедших марок с российского рынка; поставки оригинального масла по параллельному импорту; производимый на месте контрафакт, то есть подделка. Shell, Mobil, Castrol и Total сегодня официально в России не продаются. Однако покупатели к ним привыкли и готовы приобретать продукцию по параллельному импорту. То есть купить масло от известных брендов сейчас можно, но важно не путать оригинальный товар из параллельного импорта с подделкой. Следует также знать, что подделываются и масла, продающиеся под этикетками Mercedes, Toyota, Ford.
Кто-то утверждает, что продукция мировых марок, попадающая в Россию по параллельному импорту, по качеству не уступает маслу, которое прежде продавалось официально. Например, масло известного бренда, изготовленное в Турции, вполне можно заливать в двигатель. А вот качество контрафакта, разлитого на территории России, никем не гарантируется.
Производители контрафакта разливают свои масла в канистры, внешне неотличимые от оригинальных. Поэтому обычному покупателю без лабораторного анализа определить подделку будет проблематично ни до вскрытия канистры, ни после. Одним из признаков поддельного масла может быть очевидно заниженная цена.
Есть совет накануне замены масла перед зимой сделать следующий тест в домашних условиях. Нужно налить масло в стакан и поместить его в морозильную камеру холодильника. Если за сутки масло ощутимо загустеет, то это говорит как минимум о несоответствии указанному на упаковке уровню вязкости. По словам эксперта, если масло на морозе загустеет, то это в лучшем случае приведет к тому, что мотор не заведется, а в худшем – к работе в течение нескольких минут в условиях масляного голода.
Что будет, если залить подделку в двигатель? Согласно закону о защите прав потребителей, если масло, не соответствующее по качеству указанным в описании параметрам, стало причиной поломки мотора, то от продавца можно добиться компенсации ремонта. Но из-за некачественного масла двигатель не выходит из строя немедленно. С плохим маслом двигатель выйдет из строя через 60–120 тысяч км. Но такой пробег обычно достигается за несколько лет, так что связать поломку с тем, что при одном из плановых техобслуживаний было залито поддельное масло, невозможно.