Купить PDF-версию
16:17 | 27 июля, Сб
Махачкала
X
05:25 18.06.2008

«Необходимость создания единой законодательной базы, регулирующей деятельность комиссий по делам несовершеннолетних»

Мы много рассуждаем о необходимости уделять особое внимание несовершеннолетним. Однако пора уже избавляться от стандартных штампов и подходов в работе с неблагополучными подростками, отходить от протокольных мероприятий с призывами «усилить, направить, обеспечить, обратить внимание, заслушать, вовлечь» и т.д.

 Ведь даже ставшие сегодня модными координационные совместные мероприятия с участием комиссий по делам несовершеннолетних, судов, прокуратуры, органов народного образования, культуры, здравоохранения, жилотделов в большинстве своём являются чисто формальными.

А ведь рост преступности среди подростков вызывает  не просто тревогу. Статистика пугает: в совершении преступлений и правонарушений принимают участие уже не десятки, а сотни   подростков. Сложилась наиболее опасная тенденция групповой преступности – это распространение организованных групп, которые устойчивы, скрыты, характеризуются дерзостью, частотой совершения преступлений, иерархией, неформальными нормами поведения, распространением пьянства, наркомании. Часть подростков попадает под негативное влияние взрослых преступных группировок. Происходит омоложение преступности, вовлекаются ученики младших классов, девочки.

Но, тем не менее, не нужно  формировать мнение и отношение к трудным подросткам, как к чему-то чужеродному. Это наши с  вами дети. То, что мы сеем, то и пожинаем. Ведь в большинстве случаев причиной предосудительного поведения ребёнка являются плохое материальное, неполная семья, неродные отец или мать, грубость и полное  непонимание со стороны взрослых, в том числе и педагогов, невозможность адаптации подростка к новым условиям, новому коллективу.

Здесь должны приходить на помощь люди профессионально подготовленные, которые не только выносили бы решения о мерах наказаниях, а воспитывали его, вызывали на внутренний диалог. К ребёнку, подростку нужно относиться бережно, уважать его как личность, проявлять заботу о нём.Только тогда из него вырастет настоящий гражданин, патриот.   
    В стране должна  работать одна общая законодательная платформа, регулирующая взаимоотношения всех учреждений и лиц, занятых работой с трудными подростками. Но на практике мы имеем несколько разобщенных законов. Причём деятельность самих комиссий регламентируется Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 года, который как правовая норма фактически изжил себя, морально устарел и  не соответствует  требованиям сегодняшнего времени. Федеральное законодательство в этой области находится в  стадии проектной разработки. Многие субъекты на своих уровнях уже приняли такие законы, которые полностью регламентируют данную сферу деятельности и работают в этом направлении с полной отдачей. На уровне республики мы должны также обсудить и проработать ряд существенных положений, применимых непосредственно к нашему региону. Считаю, что прежде всего в самой структуре нового законодательного акта нужно предусмотреть последовательность и логичность изложения всех норм, чтобы была реальная возможность  координировать всю работу с подростками.

Поэтому,  обсуждая создание  новой системы,  мы должны в первую очередь определить, как  и  кто будет непосредственно задействован в ней, на каком уровне это будет происходить.

  Сложившиеся социально-экономические и организационно-правовые реалии   обозначают   несовершенство и несогласованность как  федерального, так и регионального законодательства, регламентирующего работу комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Несоответствие правовых норм, в рамках которых действует вся система профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних,  и правовых международных обязательств, принятых  в Российской Федерации, в последние годы требует полного пересмотра законодательной базы в отношении несовершеннолетних и защиты их прав, а также системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. При участии нашего комитета в парламентских слушаниях Государственной Думы ФС РФ был внесен ряд  предложений в перспективу создания  такого законопроекта, которые были учтены.

В Федеральном законе должны содержаться нормы, устанавливающие статус соответствующей федеральной и региональной структуры, основы их взаимодействия и делегирования субъектам РФ полномочий по нормативно-правовому и организационно-техническому обеспечению образования и функционирования комиссий муниципальных образований и городов. Необходимо конкретизировать и закрепить трехуровневую систему комиссий. Это: межведомственная комиссия при Правительстве РФ; комиссия при органах исполнительной власти субъектов Федерации;  комиссии при органах местного самоуправления.

Порядок образования комиссий и осуществление ими отдельных государственных полномочий должен быть в совместной компетенции Федерации и её субъектов. При этом комиссии всех трёх уровней должны составлять  единую систему. Соответственно и решения, принимаемые муниципальными комиссиями, в том числе и по административным правонарушениям, могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию. С этой точки зрения закон будет обеспечивать не только защиту, но и охрану прав несовершеннолетних в процессе рассмотрения каждого дела.                                                                                                   

Должно быть независимое и высокопрофессиональное разрешение этих дел. Причём определяющая роль должна принадлежать юристу, педагогу и психологу.

В законе необходимо предусмотреть вопросы финансирования и материального обеспечения деятельности комиссий всех уровней. Мы забыли о том, что любая деятельность, чтобы дать определенные результаты, должна иметь соответствующее базовое финансирование. Время голого энтузиазма давно прошло.

Государственные полномочия должны передаваться муниципальным органам власти с соответствующей передачей субвенций, обеспечивающих выполнение этих функций.  Также должно быть предусмотрено информационное обеспечение,  включающее в себя не только методические, методологические материалы, но и непосредственно профессиональную подготовку и специальное обучение работников, занятых в этой сфере.

У нас элементарно не хватает специалистов, профессионально подготовленных и умеющих работать с таким сложным и неоднозначным контингентом, как трудные дети и подростки. Очень важно определить статус, количественный и качественный состав членов комиссии, чётко обозначить персональные требования к каждому члену, тем более к председателю и ответственному секретарю. Необходимо согласовать эти вопросы с трудовым законодательством и законодательством о государственной гражданской и муниципальной службе. К формированию комиссий нужно подходить ответственно, создавать их из людей, которые действительно будут заниматься этими вопросами, болеть душой за это дело. А чиновники в силу своих обязанностей  и так должны принимать в этом самое активное участие.

Должна быть создана объективная  государственно-общественная экспертиза  деятельности всей этой системы, обеспечено осуществление аналитической деятельности.    Мне хочется также обратиться к общественности и всем неравнодушным к проблеме воспитания подрастающего поколения с призывом выразить своё видение решения этих далеко не простых вопросов и внести предложения по их эффективному решению.
 

Статьи из «Общество»

Человек и нейросеть. Конкуренция или сотрудничество?

2
Новое всегда воспринимается скептически, с опаской. А уж если речь идет о продукте, напрямую влияющем на...

Шенде: воин и кормилец

7
22 июня 1941 года. Шенде, которому было всего-то 17 лет, гулял с друзьями по улицам родного...

Аварийность не снижается

4
На автодорогах республики за первые шесть месяцев 2024 года зафиксировано 773 ДТП, в которых...

Мошенничество с полисами ОСАГО

4
Центр управления регионом и отделение Банка России в Дагестане предупредили автовладельцев об участившихся случаях...

Наше «НЕТ» экстремизму

14
Всю страну потрясли события, произошедшие месяц назад в Махачкале и Дербенте: группа...

В атмосфере единения и патриотизма

8
В Центральной библиотеке имени Фазу Алиевой в...

Дагестанский лев Ибрагим-Паша Садыков

93
Когда наш Президент Владимир Владимирович Путин...

История «с бородой»

12
Повышение оплаты за проезд в столичных маршрутках традиционно вызывает бурю возмущений у...

Безопасный отдых

7
Такой вопрос, как пожарная безопасность летом, является серьезным и важным для каждого человека. В жаркое время года вероятность возникновения возгораний на...

Купаться можно не везде

9
О правилах безопасности на воде и о том, что пренебрежение ими может привести к печальным...