Нет ЦАФАП – нет проблем?
Автоматизированная система фото– и видеофиксации правонарушений в Махачкале является важным звеном проекта под названием «Безопасный город». При помощи уличных видеокамер раскрываются не только нарушения в сфере дорожного движения, но и преступления.
Задачи проекта «Безопасный Дагестан» намного шире, чем фиксация нарушений правил дорожного движения и наказание нарушителей. Поэтому внедрение и функционирование этой системы находится под пристальным вниманием ряда ведомств и служб.
В своем материале «Мне сверху видно все…» от 25 марта 2016 года я писал: « … Автоматизированная система фото- и видеофиксации, которую в Махачкале начали внедрять в 2014 году, позволила поставить работу по профилактике дорожно-транспортных происшествий на качественно новый и прогрессивный уровень. В сформированном Центре автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) ГИБДД МВД по РД аккумулируются все материалы, поступающие от технических средств, здесь же осуществляется их обработка, по результатам которой принимается решение о вынесении постановлений по административным делам в сфере дорожного движения. Далее постановления вместе с квитанциями направляются собственникам транспортных средств. Автоматизированные комплексы фиксации правонарушений, а это свыше 60 камер видеонаблюдения, были установлены в местах наибольшей плотности автомобильных потоков либо в местах, представляющих реальную опасность для жизни и здоровья водителей и пешеходов».
Камеры доказали свою высокую эффективность, состоятельность и необходимость. Использование системы принесло большие дивиденды в виде повышения благоприятного мнения о Дагестане, а это дорогого стоит
Излишне говорить, что введение автоматизированных комплексов было с большой долей благосклонности одобрено руководством ГИБДД, поскольку применение системы позволило существенно снизить аварийность на автодорогах Махачкалы за счет тотального контроля и выявления нарушителей. С помощью автоматизированной системы фото– и видеофиксации беспристрастно, легко и точно в первый же год применения были составлены десятки тысяч протоколов о нарушении ПДД на сумму штрафов в несколько десятков миллионов рублей. За период работы ЦАФАП с начала 2015 года по октябрь 2017-го в одной только Махачкале республиканская казна за счет оплаты штрафов пополнилась на сумму около 400 миллионов рублей. Власти задумались о внедрении такого замечательного контролирующего органа и в других городах республики: на оживленных автодорогах, в местах массового скопления людей.
Камеры доказали свою высокую эффективность, состоятельность и необходимость. Использование системы принесло большие дивиденды в виде повышения благоприятного мнения о Дагестане, а это дорогого стоило. Общим лейтмотивом проекта было то, что он направлен на сохранение жизней и здоровья граждан. Опыт работы дагестанского подразделения ЦАФАП стали считать одним из лучших в стране и рекомендовали для внедрения другим республикам.
Красиво звучит, не правда ли. Но каково состояние системы в столице в настоящее время?
Сегодня в Махачкале ни одна камера не работает, то есть фиксации нарушений ПДД попросту нет. Компания MAYKOR, являющаяся разработчиком и исполнителем проекта, вынуждена временно приостановить выполнение обязательств по договору и начать процедуру демонтажа оборудования.
Несомненно, приостановка работы системы контроля резко обострила ситуацию на дорогах, в результате чего погибли и пострадали люди. Врио Главы Дагестана Владимир Васильев на прошлой неделе провел совещание по вопросу обеспечения безопасности дорожного движения в республике, где заявил, что «мы давно уже проводим работу по бесконтактному контролю (видеофиксация) за нарушителями, но сегодня у нас эффективной системы нет».
В чем же причина прекращения работы камер фото- и видеонаблюдения в столице? Сразу скажем, что конспирологические теории о преднамеренном осложнении ситуации, когда обеспечение безопасности кому-то невыгодно, критики не выдерживают. Так же, как и предположения, что в ГИБДД день и ночь думают о неучтенных доходах, недополученных инспекторами на дорогах из-за применения беспристрастных камер, глубоко ошибочны. В ГИБДД, комментируя ситуацию, сказали, что, наоборот, являются наиболее заинтересованными сторонниками существования камер, т.к. количество нарушений сократилось в 200 раз.
Версия о том, что камеры оказались несоответствующего качества, также не выдерживает никакой критики. По словам представителя московской компании MAYKOR в Дагестане Казиахмеда Гамзатова, установленное в Махачкале оборудование является передовым по своей конструкции и лишь только недавно было внедрено в Москве.
Причина выключения и даже демонтажа камер – в другом. Это скопившиеся многомиллионные долги республики перед ГКУ РД «Безопасный Дагестан», в котором считают, что недополучили около 136 миллионов рублей.
Согласно заключенному контракту с ГКУ РД «Безопасный Дагестан» компания MAYKOR, взявшая на себя обязательство с помощью камер фото– и видеозаписи предоставлять информацию в области дорожного движения, а также оказывать услуги по техническому оформлению и организации рассылки постановлений о нарушениях правил дорожного движения, получила первый платеж в размере двух миллионов рублей в декабре 2015 года. Затем поступления были прекращены, и только весной 2017 года на счет компании поступило еще 50 миллионов. В Минфине республики считают, что поступают логично. В компании же полагают, что результат разногласий с Минфином заключается в неправильной работе программы подсчета поступлений от выплаченных штрафов, работающей некорректно по всей стране, когда десятки миллионов рублей неправильно оплаченных штрафов «зависают» на других счетах, «в чем никто не может и не собирается разбираться».
Компанией было направлено официальное письмо Председателю Правительства и министру внутренних дел республики с просьбой помочь в решении создавшегося положения с оплатой вложенных собственных средств и потраченного труда специалистов компании. При этом и сегодня утверждается, что в случае урегулирования ситуации и выплаты компенсации по задолженности MAYKOR продолжит работы по развитию этого, безусловно, значимого социального проекта в регионе.
МЧС республики, являющееся куратором проекта по обеспечению с помощью системы фото– и видеофиксации безопасности на территории республики, как подчеркнул заместитель главы ведомства Джамал Багов, обеспокоено ситуацией. Да, задолженность по оплате затрат и деятельности ГКУ «Безопасный Дагестан» и компании MAYKOR имеется, но она находится на контроле, и есть уверенность, что финансовая проблема будет снята при первой возможности.
В Минфине РД на наш официальный запрос сообщили, что в условиях крайне ограниченных возможностей республиканского бюджета, необходимости выполнения первоочередных, социально значимых расходов и в связи с рядом других объективных причин изыскание источника финансирования указанных расходов является весьма проблематичным.
Вместе с тем вопрос финансового обеспечения вышеназванных расходов находится на контроле Министерства финансов региона и будет рассматриваться в установленном порядке, исходя из возможностей бюджета и наличия источника финансирования дополнительных расходов. В проекте бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов планируются средства в сумме 150 млн рублей на выполнение указанных обязательств.
Нам остается только напомнить, что в нынешней ситуации республика недополучит сотни миллионов рублей в виде оплаченных штрафов, опять же для организации нашей безопасности. Из-за ослабления контроля над соблюдением ПДД на дорогах республики резко возрастет количество ДТП, в том числе с тяжким исходом. Это – аксиома, утверждение, не требующее доказательства. Хотелось бы ошибаться.