X
08:03 12.07.2024

Нет полиса ОСАГО? В камеру!

Российский союз автостраховщиков (РСА) настойчиво продвигает идею внедрения в стационарные комплексы фото– и видеофиксации нарушений ПДД функцию распознавания автомобилей без полисов ОСАГО.

Заинтересованные деятели РСА написали письмо в Правительство РФ и в Центробанк, в котором предложили выявлять и массово наказывать водителей за отсутствие «автогражданки». МВД поддерживает инициативу. Наличие полисов ОСАГО предполагается контролировать по госномеру, а базу данных Национальной страховой информационной системы синхронизировать с базами ГИБДД. Об этом сообщает всероссийский автомобильный портал Drom.ru.

Свое обращение в РСА объясняют тем, что на фоне скорого удаления полиса ОСАГО из списка обязательных документов при регистрации транспортного средства единственным способом контроля за наличием страховки останется проверка документов при остановке машины инспекторами ГАИ. В связи с этим прогнозируется увеличение количества тех, кто пренебрегает обязанностью страховать автомобиль. Имеются подсчеты, что около 3 миллионов водителей в РФ пренебрегают обязанностью покупать ОСАГО. Отчего и по какой причине сложилась такая статистика, в РСА предпочитают умалчивать.

На данный момент за отсутствие полиса ОСАГО водителей наказывают административным штрафом в размере 800 рублей. При этом уже идет обсуждение его повышения до 5 тысяч рублей. Водителей хотят штрафовать ежедневно. При этом количество дней не ограничено. Таким образом, у недобросовестного автомобилиста за месяц может накопиться штрафов на 25 тысяч рублей.

По мнению президента Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Евгения Уфимцева, запуск этой системы возможен в ближайшие 3–4 месяца. Но конкретные сроки, конечно, назовет МВД. «Одной из проблем являются поправки в КоАП, которые позволят водителя не за каждый проезд наказывать, а один раз в течение дня. Возможно, эту поправку примут в осенней сессии. Возможность запустить этот механизм до конца года есть. Информационная система у Центрального банка, МВД имеет взаимодействие с этой системой. Технические процессы отработаны. На наш взгляд, осталась практическая реализация», – сказал он. По его словам, сейчас Центральный банк и МВД прорабатывают вопросы и готовят техническое решение.

Согласно данным ГИБДД, за последние десять лет значительно увеличилась доля невыполнения требований ОСАГО в общей структуре нарушений, выявленных сотрудниками постовой службы. «Применение дорожных камер в автоматическом режиме поможет решить эту и многие связанные с ней проблемы. По оценке РСА, из-за отсутствия системы автоматического привлечения к административной ответственности за отсутствие полиса ОСАГО региональные бюджеты недополучают около 2 млрд руб. ежегодно», – говорится в документе.

Госдума 25 июня приняла закон, согласно которому полис ОСАГО исключен из перечня документов, которые сотрудники Госавтоинспекции проверяют при регистрации автомобилей. Кроме того, согласно новому закону, теперь водители могут прекратить госучет автомобиля, если он находится в розыске как похищенный или угнанный. При продаже машину также можно снимать с учета ГАИ сразу же, а не ожидать 10 дней после обращения в ведомство, как это было прежде.

Совет Федерации 3 июля 2024 года одобрил поправки. В случае утверждения закона президентом он вступит в силу
с 1 марта 2025 года.

Как говорит Евгений Уфимцев, это решение ослабит контроль государства за наличием полиса ОСАГО у автовладельцев. По этой причине, считает он, важно предусмотреть альтернативные механизмы контроля за водителями, которые не оформляют ОСАГО. Таким механизмом могла бы стать проверка наличия договора ОСАГО при помощи дорожных камер. В своих письмах в РСА указали, что в случае принятия такого закона у владельцев транспортных средств может появиться возможность заключать краткосрочный договор ОСАГО на 1–2 дня, регистрировать автомобиль, а дальше ездить без ОСАГО. И получается, что единственный способ проверить, есть у водителя полис или нет, остается только остановка инспектором ГИБДД. Вот поэтому и надо ввести тотальную проверку всех автомобилей в потоке с помощью камер.

Согласно решению рабочей группы, пилотный проект предполагает фиксацию отсутствия полисов ОСАГО камерами, только если водитель нарушил ПДД. То есть камера считала нарушение, к примеру, превышение скорости или нарушение разметки, и заодно должна запустить проверку полиса. Очень важным моментом является внесение изменений в статью 12.37 КоАП, чтобы водители-нарушители без ОСАГО получали такие штрафы не чаще одного раза в сутки. МВД должно со своей стороны обеспечить запуск проекта не позднее 6 месяцев после внесения упомянутых выше изменений в КоАП.

Согласно данным РСА, в России около 6 млн автомобилистов, которые ездят без ОСАГО. По оценкам экспертов из Национального автомобильного союза, значительная часть таких нарушителей – таксисты. Всего же в стране, по оценкам аналитического агентства «Автостат», зарегистрировано около 45 млн транспортных средств.

Статьи из «Колесо»

«Капитану» море не нужно

10
Сколько в Китае автозаводов? Думаю, не каждый автоэксперт сможет однозначно ответить на этот...

Камеры: ловят, не ловят…

16
Каждый водитель в силу различных обстоятельств иногда сам становится пассажиром. И невольно...

Штрафы возрастут

9
Государственная Дума в первом чтении приняла законопроект, который может значительно...

В России ищут пути снижения ДТП

16
План по повышению безопасности движения обсудили на панельных дискуссиях в рамках выставки «Дорога 2024» в Екатеринбурге,...

Карт – ступень к «Формуле-1»

4
Гонки на небольших, легких и маневренных спортивных автомобилях с открытыми колесами,...

«Китайцы» теснят Ладу?

11
В сентябре китайский кроссовер Haval Jolion стал самым продаваемым автомобилем в Москве,...

Судьба легенды

8
Чуть ли не ежедневно прохожу мимо легендарной машины моего детства – Москвича 412. Он...

Свой руль ближе к рукам

11
Продукция белорусских машиностроителей известна практически во всём мире. Карьерные...

Байкеры закрыли мотосезон

11
В Дагестане состоялось официальное закрытие очередного ежегодного мотосезона....