Ни драйва, ни задора


Несколько лет назад после «последнего звонка» я написала гневную заметку под заголовком «Мы вчера играли в стадо». Тогда выпускники отмечали окончание школы широко, с размахом. Они шли по Махачкале толпами, размахивая шарами, кричали что-то торжествующее и… расписывали всякими надписями стены на своем пути.
В этом году не было ничего – ни толп, ни криков. Небольшие стайки молодежи залетели было на площадь, но никакого куража в них не наблюдалось. А уж о том, чтобы оставить автографы, и речи не шло.
Можно бы этому порадоваться (воспитали наконец!), если бы не одно но. Не могут молодые быть стерильно правильными и причесанными. Не должны. По-моему, что-то есть противоестественное в том, что выпускники даже не пытаются хоть в чем-то нарушить устоявшиеся правила. Чинно постояли на торжественной линейке, под команду попели и немного потанцевали. Не скучно ли? Кое-где по республике даже выпускные вечера отменили в связи с обстановкой. Согласитесь, грустно от всего этого. Лучше бы мы опять стены оттирали от надписей, чем видеть, как наши дети потеряли драйв, задор молодости.
Мне довелось бывать на многих «последних звонках» за десятки лет работы в прессе. Разные торжественные линейки видела: шумные, пафосные, чуточку бестолковые. Не было только скучных.
А в этот раз (найди десять отличий) ни веселья, ни слез, ни сумасшедшинки, свойственной юным. Но они ли «повинны» в этом. Ведь наши дети впитали в себя то, что витает в воздухе: неуверенность в завтрашнем дне, тревогу, расчетливость. Мы очень долго боролись со всем, что выбивается из общего ряда. ЕГЭ, придуманный в недрах чиновничьих кабинетов, – идеальное изобретение для усреднения. Сиди себе, ставь плюсики, угадывай, как в спортлото. Никакого творчества, никакой широты.
Раньше перед экзаменами волновались выпускники. И это было радостное волнение. Сегодня волнуются взрослые: как помочь своему чаду справиться с заданиями, которые и иным педагогам не под силу? Вчера прошел первый ЕГЭ – и есть информация, что называется, из первых рук: свободно входили в аудитории молодые люди, подходили к школьникам, давали списывать с мобильников. Как в этих условиях воспитывать детей, внушать им уважение к законам, учить честности? Они же видят, как вынуждены лицемерить родители, как суют взятки, униженно при этом улыбаясь.
Как планировать будущее, как радоваться ему, если в этом будущем – тягучая учеба в вузе, потом работа — без огонька, без интереса? Наши дети ведь не слепые – они видят, как много вокруг фальши.
— У вас впереди взрослая самостоятельная жизнь, — напутствовали их учителя на «последнем звонке». Но взрослая жизнь у них перед глазами. Говорим одно, думаем другое, делаем третье.
Молодежь наша уже знает, как это ни грустно сознавать, что ей придется и подлаживаться, и подличать.
Школа была самым чистым местом на свете. Свободным от лжи, корысти. И что с ней сделали? Ну может ли педагог, получающий 4500 рублей, устоять, когда ему предлагают от 30 до 70 тысяч за выполнение егэшной работы?
Я люблю учителей, преклоняюсь перед ними. Мне обидно за них. Они сейчас в незавидном положении. Ведь никакими деньгами не заменишь уважение в глазах учащихся и их родителей. Кого ни послушаешь – все с высоких трибун ратуют за добротные знания, за высокий престиж российского образования. А на деле – медленно и верно делают его скудным, скучным, средним по всем параметрам. Хорошо сказано по этому поводу у поэта Магомед-Наби Халилова.
Средняя школа.
Средние знания,
Среднее все наше образование.
…Нет ничего лучше юности. В юности – словно крылья за спиной. Я хочу видеть на лицах молодых не обреченность и приземленность, а радостную устремленность в завтра, которое мы, взрослые, еще можем спасти.
Статьи из «Общество»
Гараж и коррозия

Украсть за 60 секунд

Как заказать авто из Китая?

Танковая колонна

Народная война

На языке доверия и созидания
