Новые отношения
В силу вступил приказ МВД № 264, который сменит административный регламент 2017 года. Он регулирует новый порядок надзора сотрудников ГИБДД за дорожным движением. В нем говорится о служебной инструкции, где изложены основные правила взаимодействия инспекторов с автолюбителями, главной целью которой является минимизировать либо исключить конфликтные ситуации на дорогах.
Новых прав инспекторам порядок не предоставляет, а лишь расшифровывает для полицейских и водителей некоторые процедуры, описанные в законах. К примеру, приказ № 264 сохраняет за ГИБДД возможность вести скрытый надзор за движением, иначе говоря, дежурство на авто без цветографической схемы. Инспекторы на «гражданских» машинах, как и раньше, будут следить за движением, фиксировать нарушения с помощью камер (при выездах на встречную полосу, проездах пешеходных переходов и т. д.) и передавать данные наряду ДПС на служебной машине, который «оформит» нарушителя.
Новым явлением стало то, что теперь инспектор ГИБДД имеет право остановить автомобиль для проверки документов без дополнительных оснований. В старом приказе из-за формулировок это до конца не было понятно. Теперь сотрудникам ГИБДД разрешено требовать от водителя покинуть салон для проверки документов на транспортное средство или для проверки груза. В старом регламенте фигурировало слово «просить».
Если водители при проверках попросят инспекторов показать документы о проведении рейдов, послуживших основанием для остановки, то в новом регламенте им предлагается ознакомиться с документами, «содержащими информацию ограниченного распространения», или в отделении полиции. Сотрудники ГИБДД и полиция не обязаны предоставлять документы о проведении рейдов, ставших причиной остановки ТС. С такими документами водителям можно будет ознакомиться в подразделении ГИБДД или полиции.
По прежнему регламенту, если инспектор ГИБДД обнаруживал неисправности тормозов, рулевого управления или фар в темное время суток, сломанные дворники во время снега и дождя, то дальнейшее движение транспортного средства было воспрещено. Сейчас сотрудник Госавтоинспекции имеет право требовать от водителя остановить автомобиль до устранения неисправностей, но его стоянка во время ремонта не должна создавать угрозу безопасности дорожного движения.
Прежде сотрудникам при разговоре с водителями предписывалось «воздерживаться» от «любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений», теперь это «запрещено».
Также вступает в силу приказ МВД от 21 июня 2023 года № 426 о порядке ограничения прав военнообязанных на управление автомобилем. Гражданин, не явившийся в военкомат в течение 20 суток со дня получения повестки, лишается права управлять транспортным средством, получать и менять водительское удостоверение.
В течение суток после формирования повестки информация об ограничениях на управление автомобилем вносится в федеральную информационную систему Госавтоинспекции, доступ к которой есть у всех сотрудников ГИБДД. Эксперты отмечают, что действующим КоАП (ст. 12.7) предусмотрены санкции в случаях, если у водителя вообще нет прав или он лишен их по решению суда, и отдельное наказание за езду с «ограниченными» правами отсутствует. Каким образом будут наказывать уклонистов-автомобилистов, неизвестно, пояснений от властей не поступало.
Наложенное полицией ограничение может быть отменено только после внесения изменений в реестре воинского учета. Поводом для отмены, помимо явки в военкомат, станет также удовлетворенная жалоба автомобилиста, которому удастся доказать, что он не обязан исполнять требование о явке.