ОСАГО становится либеральнее. И дорожает…
Тарифный коридор в обязательном страховании автогражданской ответственности с 9 января 2018 г. расширен в обе стороны на 20%: его диапазон составляет 2746-4942 рубля. Центробанк опубликовал указание о новых тарифах по ОСАГО в конце прошлого года. Ранее страховщики могли выбирать из диапазона 3432 – 4118 рублей, в своем большинстве выбирая максимальный тариф. В этой связи рассчитывать на удешевление полисов в новых условиях вряд ли приходится.
Новшество затронуло и владельцев грузовиков. Для машин грузоподъемностью менее 16 тонн коридор в ОСАГО теперь варьируется в диапазоне от 2807 до 5053 рублей, для грузовиков свыше 16 тонн – от 4227 до 7609 рублей. Не забыли и собственников мотоциклов – от 694 до 1407 рублей.
По прогнозу Центробанка, средняя цена полиса после расширения тарифного коридора вырастет на 1,5%. Сами страховщики рассчитывают поднять цены на 5%. Соответственно средняя цена полиса вырастет от 100 до 300 рублей. Выглядит на первый взгляд не особо пугающе, однако в некоторых случаях подорожание может оказаться значительно выше. Заметным подорожанием ОСАГО эти изменения аукнутся молодым водителям без стажа, у которых в собственности автомобиль с мощным двигателем. Для них страховка может подорожать в разы. Указанием Центробанка отныне введена и более гибкая система коэффициента возраст-стаж (КВС), у которой теперь 58 градаций вместо прежних четырех. В итоге для молодых водителей с наибольшим риском попасть в ДТП коэффициент теперь равен 1,87. При этом для самых «спокойных» водителей в возрасте старше 59 лет и со стажем свыше 3 лет коэффициент в два раза ниже – 0,93.
В ходе перехода к свободным тарифам изменят и коэффициент «бонус-малус». С 1 апреля всем водителям будет присвоено значение КБМ сроком на год. В случае если на начало апреля у автовладельца будет несколько значений КБМ в системе АИС РСА, ему присвоят наименьшее из них (это значит, что скидка на ОСАГО будет больше). Новая система не позволит обнулить КБМ при перерыве в вождении. Таким образом планируют создать для автовладельцев с высоким уровнем аварийности экономический стимул для того, чтобы изменить своё поведение на дороге. Однако страховка для виновников ДТП и ранее была дороже, что к существенным изменениям в статистике аварийности не приводило.
В ОСАГО в ближайшие годы исчезнут территориальный и мощностной коэффициенты, заявили в Центробанке России, который является регулятором рынка страховых услуг. Именно от этих коэффициентов в значительной степени зависит стоимость полиса. В 2020 году отменят территориальный коэффициент, после чего место жительства автовладельца будет влиять на тариф лишь по усмотрению самой страховой компании. Представители регулятора убеждены, что страховщик сам должен оценивать территориальные обстоятельства, связанные с плотностью движения в конкретном населенном пункте, качество дорог и т.д.
В свою очередь коэффициент мощности двигателя страхуемого автомобиля планируется отменить уже в 2021 году, что может привести к ощутимому удешевлению полисов. В настоящее время при страховании машины мощностью от 120 л.с. тариф вырастает на 40 процентов (более 2 тысяч рублей), а при мощности более 150 л.с. — на 60 процентов (почти 3,5 тысячи). Сегодня автомобиль с двигателем мощностью 120 л.с. уже не назовешь гоночным, однако даже владельцы распространенных автомобилей с мощностью двигателей от 71 до 100 л.с. вынуждены пока оплачивать страховку с учетом повышающего тарифа. После отмены этого коэффициента страховщики смогут уменьшать либо увеличивать тариф на 40%, что позволит им выработать более гибкие правила, учитывающие марки автомобилей и поведение автовладельцев на дорогах.
Банк России также будет настоятельно рекомендовать страховым компаниям использовать широкое внедрение телематики. С помощью установленного на автомобиль специального оборудования фиксируются скорость разгона, резкость торможения, различные сложные характеристики поведения водителя, а также длительность, частота и периоды использования транспортного средства. В зависимости от этих факторов страховщики смогут предложить индивидуальный тариф, и для аккуратных водителей он будет выгоднее. Подобная схема под названием «умное страхование» уже применяется некоторыми компаниями для определения стоимости КАСКО. В случае принятия соответствующих поправок в закон об ОСАГО представленные изменения приведут к существенной либерализации рынка обязательного автострахования и к переходу на индивидуальное тарифообразование по усмотрению страховщиков.