X
09:24 15.11.2019

Особый взгляд

Во время перемены в муниципальной специализированной общеобразовательной (коррекционной) школе-интернате 4 вида (для слабовидящих детей) привычная суета. «Человеку с улицы» и не понять, что шумят, дергают за косички, смеются, ругаются дети, практически лишенные зрения.

Школу для детей с проблемами зрения открыли в Махачкале в 2008 году. До этого слабовидящих детей отправляли на учебу в республиканский интернат в Избербаше.

– Такое положение дел создавало неудобства как для самих деток, так и для их родителей, которые постоянно обращались в администрацию Махачкалы с просьбой открыть хотя бы специализированные классы при обычных школах. Здесь дети находятся под постоянным наблюдением врачей-окулистов, к каждому ребенку учителя находят индивидуальный подход. До обеда осваивают школьную программу, а потом начинаются занятия по интересам: вокал, танцы, шашки, шахматы, спортивные секции, есть театральная студия, – рассказывает директор учреждения Земфира Габибова.

При всей заботе и любви к своему чаду зачастую в семье возникает проблема недопонимания, образуется вакуум, из которого невозможно выбраться ни взрослому человеку, ни ребенку. В обычной школе у слабовидящих детей, несмотря на все старания, возникают трудности с освоением школьной программы. Не сразу родители воспринимают особенности ребенка и не торопятся переводить его в коррекционную школу. Другая проблема – родители всячески пытаются оградить детей от самых незначительных трудностей. В то время как врачи и педагоги рекомендуют возлагать на них больше ответственности, считая слепую родительскую любовь приговором, которым они лишают ребенка возможности быть самостоятельным.

По системе Брайля

Многие детишки перенесли по несколько операций на глаза. Немало детей с речевыми дефектами. Ими занимается логопед, а с детьми с ослабленным вниманием и памятью – психолог. Учатся они по общеобразовательной программе. Только физминутки проходят здесь чаще, чем в обычной школе, и вместо положенных 11 классов – 12.

В этом году получили новую партию учебников с крупным шрифтом, дети с остаточным зрением занимаются по специальным учебникам по системе Брайля (точечный шрифт). На столе директора разложены поделки из бисера: цветочек, елочка, корзинка. Все это – детский труд. Сложно представить, как ребенок со слабым зрением нанизывал по одной бисеринке на леску и создавал маленькие прелести. Сами ученики говорят, что для работы с бисером зрение не нужно.

Урок музыки

В четвертом классе идет урок музыки. Сегодня ученики узнают, как звучит колокол, отличат звон «набат» от «благовеста» и познакомятся с новым для них произведением «Великий колокольный звон» русского композитора Модеста Мусоргского. Как и все маленькие дети, они непоседы: каждый борется за внимание учителя и за право ответа на учительский вопрос выпрыгивают с места с поднятой рукой. Но не все дети в школе такие активные.

– Если у человека слабое зрение, то это вовсе не значит, что у него обостряется слух, – говорит учитель музыки Наира Мирзабекова.

Из шкафа она достает внушительных размеров портфолио, где собраны все достижения учеников на музыкальных конкурсах.

– Фатимка, у тебя замечательный колокол, – отвлекается учитель на рисунок девочки.

Сегодня в школе обучаются 237 человек, а в первый год работы приняли более 50 учащихся. Зачастую проблема со зрением – не единственная, есть и другие заболевания, и, как отмечают педагоги, цифры растут с каждым годом.

Когда ученик жалуется на усталость или боли в голове, это могут быть вовсе не капризы, а переутомляемость, и его отправляют
в медпункт или дают время
отдохнуть.

Во время урока легко понять, кто из детей слабовидящий, а кто лишён зрения. Мальчик за первой партой наклоняется к книге так низко, что кажется, будто он лежит на парте. Другие сидят спокойно, водят пальцем по книге, считывая шифр Брайля. У людей с остаточным зрением мимика лица маловыразительна, а движения смазаны. У некоторых детей плохо развита общая моторика, присутствуют навязчивые движения, такие, как покачивания головой, телом, руками. Дети с нарушением зрения нуждаются в специальной коррекции, причём эта работа должна начинаться как можно раньше. Поэтому в начальной школе введены курсы мимики и пантомимики.

Со звенящим мячом

В 8 классе все очень серьезные и занятые. Ребятишки собирают всякие машины, самолеты, вертолеты, корабли из конструкторов для участия в выставке-ярмарке. Исмаил снова и снова разбирает и собирает свой вертолет.

– Надо, чтобы все детали четко соединились, – объясняет он, не отрываясь при этом от дела.

Словом, ученикам не до разговоров. До конца урока 20 минут, а дел на несколько часов. Лимунат Дадашева помогает им, она же ведет кружок по театральному искусству. И, кстати, ежегодно ее подопечные занимают призовые места на республиканских конкурсах.

Педагог рассказывает, что они регулярно участвуют в ярмарках, выставляют свои рисунки, поделки, но не всегда находится покупатель, а дети ведь надеются. Для них первые заработанные деньги многое значат.

Собирать модели – не единственное их увлечение. Футбол – вот особенная страсть. Только для них он особенный, со звенящим мячом.

А девочка с самыми красивыми глазками Шахримат из третьего класса среди шумной перемены в самом центре коридора читает для меня стихотворение Расула Гамзатова «Осень». По-настоящему читает, всероссийское жюри тоже прониклось и присудило ей второе место.

Каждый год школа выпускает 25-30 учеников. Как и тысячи сверстников, они входят во взрослую жизнь и, конечно, мечтают. Сейчас об экзаменах старшеклассники не желают ничего слышать, но охотно делятся планами, куда будут поступать.

Для справки:

Международный день слепых отмечается 13 ноября, так как в этот день в 1745 году во Франции родился Валентин Гаюи — известный педагог, основавший в Париже и Петербурге несколько школ и предприятий для слепых. До XVIII века мир не знал учебных заведений для слепых. Первую в мире такую школу Гаюи открыл на свои деньги в 1784 году. Он же придумал специальный шрифт и систему обучения, организовал свою типографию, в которой печатались книги для незрячих.

По книгам Валентина Гаюи, напечатанным рельефно-линейным шрифтом «унциал», незрячие обучались до изобретения в 1829 году Луи Брайлем шрифта рельефного шеститочия – это универсальная система рельефно-точечного шрифта, которая получила распространение во всех странах мира.

В 1803 году Валентин Гаюи получил предложение российского императора Александра I открыть в Санкт-Петербурге учебно-воспитательное заведение для слепых. В 1807 году Александром I были утверждены устав, штаты и бюджет Санкт-Петербургского института рабочих слепых – эта дата считается началом деятельности первого учебно-воспитательного заведения для слепых детей в России. Летом 1808 года чиновники решили проверить, как работает школа. В их отчете было сказано, что «слепые воспитанники обучены чтению, письму, географии, истории, языкам, музыке, печатанию, пению и разным ремеслам – плетению корзин и стульев, вязанию сетей, вышиванию, наборному делу».

Похожие

Флаг – символ единства страны

10
В прошлом году 22 августа представители Народного фронта с журналистами водрузили...

Потому что есть горы!

21
Человек ко всему привыкает… Спорное, по-моему, мнение. Скажем, как можно привыкнуть к красоте...

Растёт солидарность с палестинцами

23
Начнём с небольшого исторического экскурса. В 1977 году...

Они справятся с любой задачей!

82
День Каспийской флотилии – это праздник, имеющий большое...

Краснознамённая флотилия

143
Краснознамённая Каспийская флотилия – одно из старейших морских объединений ВМФ России....

История и традиции праздника

14
День ВДВ россияне отмечают в начале августа. Напомним вкратце историю праздника.

Топливо для экономики

31
Налоговые органы России – эффективная структура государственного управления, в некотором...

Утренняя звезда обязательно воссияет…

45
Авророй называют утреннюю звезду, ярко озаряющую...

Вместе – целая страна!

66
Замечательная советская песня замечательного поэта Роберта Рождественского! Почаще нам...

Статьи из «Общество»

Мир меняется. А мы?

2
В условиях стремительно меняющегося мира и технологического прогресса наряду с развитием...

Своеобразный Дагестан

8
Развитие дагестанского общества с древнейших времен протекало в связи с цивилизациями Кавказа, Передней Азии, России, оказавшими непосредственное влияние на ход...

«Идти от запросов людей…»

1
О важности реализации в нашей стране нацпроектов свидетельствуют итоги их реализации:...

Сады вместо свалок

6
Дагестан обладает богатыми природными ресурсами – это ни для кого не секрет. Как и то, что...

Было на кого равняться

11
Профессия журналиста хороша тем, что дарит встречи с интересными, неординарными людьми, у...

От связиста до прокурора

27
День вероломного нападения гитлеровской Германии на нашу страну Магомед Халитов (на снимке)...

Они не пропали без вести

65
Командир ТОКСа Магомед Нурасулмагомедов принёс в редакцию «Дагестанской правды» письмо из...

Сильные духом

20
В предстоящее воскресенье, 15 декабря, отмечается День памяти журналистов, погибших при...

Учитель пения

7
Перед каждым учебным годом, составляя расписание уроков, директор сельской школы...