Мое увлечение фотографией не выходит за рамки бестолковых фотоссесий с героями моих публикаций, чаще по неизвестной мне причине остающихся недовольными отсутствием голов на снимках. Эта незначительная деталь не разубедит меня в том, что я гений фотографии, пусть даже кроме меня убедить в этом никого не удается. То ли дело мой знакомый – гуру фотографии Ариф Гусейнов! Как он признался мне однажды, впервые взглянув в объектив фотоаппарата, он понял, чему посвятит свою жизнь.
– Для меня понятия увлечения фотографией и пристрастия к покупке фототехники разделены принципиально, – говорит мой старый приятель. – Знаешь, многие ведь как считают: стоит обзавестись офигенной дорогостоящей аппаратурой, обвесить ею себя — и дело сделано. Но это как раз тот случай, когда длина объектива не имеет значения. Понятное дело, «мыльницу» не сравнить с качественным фотоаппаратом, но в руках непрофессионала и стоящий сотню тысяч аппарат сделает лица неузнаваемыми, а играющую на ветре листву железобетонной. А профи и на спичечный коробок сделает толковый снимок.
Не знаю, о чем он толкует, когда говорит о фотосессии на спичках, но ему можно верить. 35 лет хобби, совместимого с работой, – это вам не это, как говорил герой какого-то несерьезного фильма. От Москвы до самых до окраин – вот это уже про него. Талант Арифа Гусейнова неудержимо рвался за пределы родного Дербента, где ни одно торжество, будь то свадьбы, дни рождения или помпезные мероприятия республиканской или государственной важности, не обходилось без него – Ариф первый в списке приглашенных. А как иначе-то? Без него никак. Прознали и в Москве, и по дороге к ней зовут, просят запечатлеть для потомков.
Вот и 22 мая в городском культурном центре Пскова открылась выставка «Самый древний город России», посвященная 2000-летию Дербента. В экспозиции было представлено 150 цветных фотографий, на которых запечатлена древняя архитектура, природа и современный облик Дербента. Автором этих исторических произведений арифовского искусства является фотокорреспондент газеты «Дербентские известия» Ариф Гусейнов. Затрудняюсь припомнить, какая это уже по счету его экспозиция – желающих любоваться искусством мастера хоть отбавляй.
Каждый раз при встрече достаю его просьбами объяснить недовольство позирующих мне безголовых персонажей. И хотя мне, суперфотографу, не нужны успокоительные нравоучения, приятель мой необходимость в них узрел и трактует: «Закрытые, словно в экстазе, глаза господина, занимающего ну очень серьезный пост, несуразные позы приятелей, отсутствие женской головы, удачно загороженной мужской, – все это живая фотография, – уверяет меня Ариф. – Ты можешь считать себя гениальным фотографом, но судить о твоей работе все же не тебе. Другое дело — то, что ты делаешь, как ты делаешь, это все равно искусство. Ты – Сальвадор Дали в фотографии, и это тебя отличает от других, пусть и печалит политиков, героев твоих публикаций». Вот такой он, мой друг, он же фотограф-психолог Ариф Гусейнов.
Ну а как его не назвать творцом, правому глазу которого присуще узреть в объективе то, что простому смертному никогда не покажется хоть сколь-нибудь интересным? Я не говорю про детский смех, буйство морей, неповторимый живой адреналин горных рек и бесконечную зелень гор… Обычный камень, снятый под определенным углом и ставший похожим на сгорбившегося старичка, или расщелина в скале, очертания которой напоминают карту континентов. Мне даже при всей своей гениальности этого не увидеть (смайлик вставьте, плиз).
– Прошлое, настоящее, а порой и будущее можно увидеть в фотографии, – приговаривает, щелкая мою удивленную физиономию, Ариф. – Никакая видеосъемка не даст того эффекта мгновения, вовремя запечатленного, не поведает того чувства радости, печали или полного, всепоглощающего счастья, что способна передать и сохранить на века только фотография. Именно поэтому я никогда не перестану этим заниматься!