В большинстве случаев людям сложно распознать обман. Многие пострадавшие либо самостоятельно отдают деньги злоумышленникам, либо сообщают им личные и финансовые данные, что приводит к потере сбережений.
Мошенники постоянно используют новые, многоходовые схемы обмана граждан для хищения их денег. Аферисты могут звонить или отправлять письма на электронную почту или в мессенджеры от имени МВД, прокуратуры, Банка России.
«Мошенники всегда используют актуальную информационную повестку. Лето – сезон поступления в вузы и колледжи. Мошенники не теряются и начинают обзванивать поступающих от имени приемной комиссии и предлагать оформить платное обучение. Дальше сценарий приводит к краже средств со счетов граждан, – рассказал «ДП» Вадим Зайцев, заместитель управляющего Отделением Банка России в Республике Дагестан. – Если вы, например, сменили тарифный план своего мобильного телефона, то мошенники тут же берут эту ситуацию в оборот. Начинают звонить жертве и просят подтвердить тарифный план, перейдя по ссылке, или назвать код из СМС. Мошенники используют коды для записи на диспансеризацию в больницах или уведомления от маркетплейсов о якобы возврате денег за товары. Код из СМС в подавляющем большинстве случаев требуется, чтобы идентифицировать вас как личность. Нужно быть осторожным, игнорировать такие сообщения и звонки, от кого бы они ни поступали».
Банк России вместе с партнерами проводит большую работу по борьбе с кибермошенниками, отмечает наш собеседник. Регулятор ведет базу данных «О случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента». База постоянно пополняется за счет сведений банков, которые обязаны передавать регулятору информацию обо всех случаях и попытках мошенничества против клиентов. Она содержит большое количество параметров – уникальных идентификаторов, в том числе данные о плательщиках и получателях похищенных денег.
Банк России принимает активное участие в совершенствовании действующего законодательства. С лета прошлого года банки обязаны блокировать переводы на подозрительные счета на два дня. Напомним также, что с марта этого года граждане могут устанавливать самозапрет на кредиты и займы.
«Самозапрет оформляется бесплатно и просто – через Госуслуги. На портале вы оставляете пометку в своей кредитной истории о том, что запрещаете выдавать вам кредиты и займы. Для этого нужна подтвержденная учетная запись. После подачи заявки на Госуслугах вам придет уведомление, где будут указаны условия самозапрета и точная дата, когда он вступает в силу, – пояснил Вадим Зайцев. – Если понадобится кредит, отменить запрет вы можете в любое время, подав заявку также через Госуслуги. Ограничение перестанет действовать в течение двух дней. Отсрочка нужна для того, чтобы вы могли спокойно обдумать свое решение. Это особенно важно в случае, если вас кто-то убеждает взять кредит. Часто бывает, что мошенники уговаривают передать им не только сбережения, но и заемные деньги».
С 1 сентября начнет действовать период охлаждения на кредиты и займы. Если житель республики берет кредит от 50 до 200 тысяч рублей, то деньги можно будет получить только через 4 часа после заключения договора. Если сумма превышает этот порог, то средства перечислят не раньше, чем через 48 часов. Период охлаждения – это время, в течение которого человек может взвесить все риски, одуматься и отказаться от кредита.
Для борьбы с мошенниками Банк России объединился с разными ведомствами в спецпроекте «Клади трубку». Предупреждающие плакаты, листовки и видеоролики будут распространяться на транспорте, в МФЦ, центрах соцобслуживания населения, демонстрироваться на медиаэкранах. Основная идея кампании – донести до каждого человека грамотную модель поведения в ситуации, когда кто-то по телефону выманивает персональную информацию, любые коды или пароли. Единственное верное решение – тут же кладите трубку. На звонки с незнакомых номеров лучше вообще не отвечать.