Ожившая сказка

«Дети – цветы жизни». «Дети – смысл существования». Эти фразы знают все, но за ними – титанический родительский труд. Вырастить человека – задача сама по себе непростая, а если ребенок имеет особенности развития (как ментальные, так и физические), то требуются поистине героические усилия. Накануне Дня защиты детей я встретилась с детьми, чьи особенности здоровья делают их уязвимыми перед миром, порой безразличным. И светом надежды для них стали творческое созидание и крепкая дружба, в которых они находят опору, преодолевают барьеры и устремляются в будущее.
Рисование как арт-терапия
Стучу в дверь специальной учебной квартиры. Здесь в атмосфере, максимально приближенной к домашней, под руководством педагогов дети осваивают самые разные навыки. Дверь открывает девочка-подросток, и ее лицо озаряется распахнутой улыбкой:
– Здравствуйте. Меня зовут Патюля. А вы кто?
– Я Мадина, корреспондент газеты «Дагестанская правда».
– Проходите, пожалуйста, – жестом приглашает в комнату Патюля.
За столом сидят ее друзья – Алим, Шамхал и Набишка.
– Вы пришли писать про нас статью? – живо интересуется Шамхал. – Мы будем как звезды?
Спешу их обрадовать утвердительным ответом. Дети моментально оживляются, и вот уже они показывают свои рисунки. Набишка с гордостью демонстрирует портрет своего кота Станислава Валерьяновича, по-простому – Стасика, выполненный в стиле бельгийского сюрреалиста Рене Магритта («Кот в шляпе»). Шамхал показал натюрморт: яблоко на фоне горных вершин. Алим, сосредоточенно склонившись, выводит на бумаге лисичку. Подключается и Патюля, разукрашивая сюжетный рисунок в технике пуантилизма (точечное изображение вместо сплошной заливки). У каждого свой неповторимый стиль, любимая палитра. Но объединяет юных художников одно: творчество дает им возможность раскрыться, созидать в свое удовольствие, найти свой голос.
– Если для обычных детей уроки рисования – это обучение основам: композиции, построению, подбору цвета, то есть следование программе, то у нас рисование прежде всего арт-терапия, – делится педагог учебной квартиры Элла Гасанова. – Оно помогает детям найти отдушину, а кому-то – и себя в творчестве.
О целительной силе искусства Элла знает не понаслышке. Ее сын Арсен – особенный ребенок, которому когда-то было сложно концентрировать внимание. А с помощью рисования он сумел адаптироваться к миру. Сегодня он известный в республике юный художник. Его работы – это особые миры, где в едином пространстве сплетаются невероятные сюжеты, истории и персонажи. Всё, что окружает Арсена, всё пережитое переносится на бумагу. Его картины неоднократно выставлялись на республиканских и межрегиональных выставках. А сейчас он готовится к далекому путешествию: на днях в Ханты-Мансийске откроется его персональная выставка, посвященная предметам народной культуры этого удивительного края.

Амина Шамсудинова и Патюля рисуют в стиле пуантелистов
Пока Арсен будет на другом конце страны, другие воспитанники Эллы Гасановой отправятся за наградами в Москву: их ждут на церемонии подведения итогов всероссийского конкурса «Я художник, я так вижу» и всероссийской премии «Золотой шар». Эти достижения – яркое свидетельство мощной силы творчества.
– Многие дети, даже те, кто был уверен, что «ничего не умеет», спустя некоторое время начинают рисовать, увлекаются творчеством, и оно становится для них точкой роста, – говорит Элла. – Вот пример: недавно у нас был мальчик Ислам. Сначала он лишь робко сидел на краешке дивана, наблюдая со стороны за группой. Постепенно стал подходить ближе, всматриваться в работы других, включаться в разговоры Арсена и Мухаммада (оба – страстные любители рисования). И однажды попросил лист бумаги и карандаши… Начал рисовать со всеми! Через творчество завязалась его дружба с ребятами. Он стал активным участником всех наших мероприятий. Мама просто не узнала своего сына, открыв его для себя заново. Ислам стал частью нашей дружной семьи, и мы все думаем о нем с теплотой и любовью. Радует, что это взаимно.
Сказки и фольклор
Помимо арт-терапии, их мир в учебной квартире наполняют развивающие игры и занятия. Особое место заняли сказки. Педагог Асият Яхъяева читает ребятам сказки народов Дагестана, и под ее руководством обычное чтение превращается в увлекательное путешествие. Дети с горящими глазами обсуждают героев и их поступки, открывая для себя ментальные особенности разных народов.
– Для нас стало неожиданным открытием, насколько мощным инструментом социализации могут быть сказки и фольклор, – делится Асият. – Живое общение, погружение в культуру, в особый сказочный мир – всё это приносит свои плоды.
Асият, как и многие в проекте, мама особенного ребенка. Она филолог по образованию, но жизненные обстоятельства не позволили ей заниматься научной карьерой. Чтобы проложить путь своей дочери к развитию, она прошла специальное обучение. Теперь, став частью проекта учебной квартиры, Асият дарит свой опыт, знания и материнскую мудрость не только своему ребенку, но и другим детям. Нашла себя на этом непростом и вместе с тем важном пути. И каждый раз, видя, как ее труд помогает детям преодолевать трудности и находить себя, Асият обретает уверенность: «Всё идет так, как должно».
Здесь кипит жизнь
Проект стал реальностью благодаря Амине Шамсудиновой – маме особенной девочки Патюли. В свое время она вела занятия по иппотерапии в конно-спортивной школе «Джигит», помогая детям с аутизмом, ДЦП, синдромом Дауна и другими недугами обрести связь с миром через общение с лошадьми. И Амина пошла дальше, основала центр развития для детей с особенностями и инвалидов детства «Мирадж». Здесь кипит жизнь: выставки, мастер-классы, создание мультфильмов и книг. Прямо сейчас дети в учебной квартире рисуют иллюстрации к уникальному проекту – аудиовизуальному сборнику сказок «Жемчужины фольклора Дагестана» на семи языках. Проект планируют подать на конкурс грантов Главы РД.
– Дети, узнав, что их работы будут в книге, невероятно вдохновились, – делится Амина.
Сама возможность создания учебной квартиры родилась из ее стремления дать шанс не только своей дочери, но и всем особым детям обрести самостоятельность. Вдохновившись опытом Владимирской области, где плодотворно работает ассоциация «Свет», она объединила родителей, подготовила команду специалистов и выиграла грант Минтруда Дагестана, а затем и Фонда президентских грантов. И вот с 1 сентября 2023 года учебная квартира принимает подопечных.
Цель проекта заключается в социализации и обучении бытовой самостоятельности детей, которые не могут посещать обычные или коррекционные школы и рискуют стать «бытовыми инвалидами» из-за гиперопеки родителей и родных. 30 участников делятся на небольшие группы, и каждая живет в квартире в течение месяца. Их плотный график (с 9:00 до 17:00) включает в себя уборку, приготовление еды, различные развивающие занятия. Не забывают и о полезном, интересном досуге. Прогулки, походы в музеи, кино тоже являются частью программы.
Мечта Амины – сопровождаемое проживание. Это модель, где молодые люди с особенностями живут в отдельных комнатах одной квартиры под ненавязчивым присмотром наставника, обретая максимально возможную самостоятельность.
– Это масштабнее и сложнее, но мы обязаны к этому прийти. Сейчас – подготовка. Надеюсь, что с божьей помощью и поддержкой властей и меценатов сопровождаемое проживание станет реальностью. Мы в начале пути, но очень хотелось бы, чтобы он продолжился, – говорит Шамсудинова.
Желаем ей и ее друзьям-энтузиастам прийти к осуществлению этой мечты, которая, безусловно, принесет пользу многим особенным детям нашей республики.
Статьи из «Общество»
Загир Арухов как символ эпохи

История одного села: Тукита

Выжил вопреки смертям

Чистота начинается с урн

Наша общая память

Истоки патриотизма
