Поздно плакать
«Миражи Туниса» продолжают колесить по стране. Мы едем на юг, в город Матмата. Он был основан около полутора тысяч лет назад берберским племенем – троглодитами. И живут они в пещерах.
Тамазрат
По дороге Мухаммед рассказывает нам. Берберы – коренные жители севера Африки. Днём вы не увидите ни одного человека, потому что очень жарко. В основном все жители Матматы – 5000 человек – работают в городе Габесе. Здесь, на юге страны, транспорт для них бесплатный.
После сильных ливней 1967 года Матмату затопило, и первый президент страны, многие десятилетия стоявший во главе государства, Хабиб Бургиба построил для жителей наземные дома и обещал все условия. Некоторые отказались: «Спасибо, не надо» – и уехали в горы, в деревню Татаин. Они не хотят жить рядом с арабами. Для них мы, тунисцы, все равно что иностранцы. Это не говорит о том, что они плохие, просто они хотят сохранить свои традиции и жить, как жили всегда. У них даже паспорта нет, нет никакой медицинской помощи в деревне.
Когда-то в городе был музей, но его закрыли. Люди устроили митинг из-за того, что одни работают с туристами, другие сидят без работы. Они тоже хотели зарабатывать на туристах, как Марьям, у которой мы чуть позже будем в гостях. За день она заработает на приеме 1000-1500 рублей, и это очень хорошие деньги по местным меркам.
Сейчас мы едем в берберскую деревню Тамазрат. Жители её хотя и приняли ислам, но сохранили свои традиции. Например, хоронят родственников рядом с домом. У берберов свой флаг, своя письменность. Хабиб Бургиба сделал для них бесплатными проезд в общественном транспорте, электричество, газ, воду. В деревне Тамазрат живут 1,5 тысячи человек, и нет ни одного полицейского, все жители знают друг друга и сами решают свои проблемы. Есть у них маленькая почта, больница, школа, но образование их совершенно не интересует.
Матмауль
Город Матмауль был образован французами 120 лет назад. Сегодня здесь живут 100 тысяч человек.
В 2008 году было восстание жителей. Они возмущались тем, что одни жители в городе зарабатывают на туризме, а другие – нет. Второй диктатор Бен Али подавил восстание, погибли 24 человека.
А почему же тогда не случилась революция? Потому что в центральном Тунисе и на севере не знали о проблемах этого города. Но позже, когда в 2011 году продавец фруктов покончил с собой после пощёчины женщины-полицейского, об этом узнала вся страна, тогда и произошла революция. Новость разлетелась благодаря Интернету. Правда, о существовании «Ютуба» и «ВКонтаке» здесь узнали позже.
Как врали гиды
Все знают о существовании диктаторов, но не все знают, какими они бывают. Я вам сейчас расскажу. Например, ни один гид не мог рассказывать туристам правду о стране, ценах, зарплатах. Гиды врали туристам о свободе в стране, положении женщин в обществе, безработице, врали во всем и везде, потому что в каждом автобусе мог быть шпион, который донёс бы правительству. Например, раньше запрещалось фотографироваться у римских бань в Карфагане, и мы об этом всегда предупреждали туристов.
Но, как всегда, в каждом автобусе бывают те, кто спит, кто задумался, кто в наушниках и кому плевать на все. Так, один француз сфотографировался у этих бань, и через пять минут приехала полиция, и этого гида забрали и наложили запрет на работу в туризме на 1,5 года. Он заплатил штраф, потом и взятку, чтобы вернуться к работе. А мы, работники туризма, работаем полгода, чтобы жить зимой, и нам нельзя лишиться работы, потому что дома семья из 6 человек как минимум.
Марьям
Мы в гостях в берберском доме у Марьям (на снимке). Выходим из автобуса. Подземные жилища матматских берберов хорошо сохранились. В некоторых из них до сих пор живут люди.
«Марьям внешне очень похожа на дагестанских женщин, и хлеб у неё такой же, как у нас, и сыр, а вот мед – другой. До нас здесь снимали передачу «Поедем поедим», в Дагестан они тоже приезжали», – отвлекаюсь я на свои мысли.
Отобедав, мы продолжили путешествие. Мухаммед стал рассказывать об особенностях свадебной церемонии.
Невеста за 20 верблюдов
Права женщин на севере и юге страны очень отличаются. Можно сказать, женщина на юге бесправна. Она не может работать и решать, выходить ей замуж или нет. Но жители юга страны сохранили традиции и обычаи, в том числе и свадебные. Например, здесь по-прежнему свадьбу играют целую неделю.
Мужчина Туниса, как и во всякой арабской стране, – любитель полных женщин с большими глазами – и это обязательное условие при выборе невесты. Невесту ему ищет ханана, то есть сваха. Где она должна ее искать?
— В кафе, «Фейсбуке», на свадьбе.., – предлагают варианты туристы.
— Нет, – отвечает Мухаммед. – В хамаме!
И вот пришла ханана в хамам. Никому ничего не говорит, сидит на своём месте. Да, у неё в хамаме своё место. Первый день были три-четыре девушки, на второй день уже больше, потому что все в городе узнали, что ханана пришла в хамам искать невесту. И туда прибежали все незамужние девушки из города.
Это называется представление. Среди пришедших нашлась самая полная с большими глазами. Сваха рассказала о ней родителям жениха, и те идут к ее родителям обговаривать калым.
Если на севере страны девушки не выходят замуж раньше 18 лет, то на юге по-прежнему выходят даже в 13 лет, и размер калыма зависит от ее возраста. Нет, здесь не несут 4 кг золота, и такого никогда не было. Если невесте 13-14 лет, она стоит 20 верблюдов, а если невеста «старая», двадцатилетняя, то за неё даже два верблюда – много. Если ей уже 25 лет – бери так, как подарок.
Хорошо. Калым обговорили. Начинается свадьба. Мужчины и женщины сидят отдельно. Первый день называется сабун. Хадижа показывает своё приданое.
Второй день – хазель-эль-фарш. Жених Мехди со своими братьями и друзьями везут приданое в новый дом.
Небольшое отступление, говорит наш гид. Я женат. Моя жена – русская. В России большая свадьба – это 100 человек, а у нас – 2000 человек. Ее мама была в шоке от нашей свадьбы на 700 человек. Я ей сказал: не волнуйтесь, Ирина, это вся моя семья. Мы не раздаём приглашение на свадьбу, но точно знаем: придёт минимум 1000 человек, и их надо кормить и веселить семь дней!
Итак, второй день. Гости собираются. Как вы думаете, жених с невестой уже знакомы? Нет! Он только знает, что она полная и с большими глазами.
Наступает третий день – хамам. У Хадижы релакс: баня, массаж, маски и самое главное – теоретический урок введения в замужнюю жизнь. Его проводит ханана, так как здесь отношения полов не обсуждаются с родителями. У жениха тоже будет урок, но не подумайте, что учителем будет ханана. Им будет женатый друг или брат жениха.
Четвёртый день – хартуз. То есть на руках, ногах и теле невесты рисуют хной узоры.
Пятый день – дзуль. День дефиле в платьях, которые ей купили родители. Это может происходить в театре или в любом другом большом здании, где смогут собраться все женщины города. Кстати, в каждом тунисском городе своё национальное платье.
Шестой, последний, день перед большой свадьбой – хафля. Жених до сих пор не видел невесту. Ему обязательно надо купить очень красивого, высокого белого верблюда за 60000 рублей и для себя свадебный наряд. На верблюде жених с невестой будут кататься пять часов по всему городу на каждой улице, в каждом переулке, чтобы все знали: Хадижа и Мехди поженились!
Они катались долго, было очень жарко, они устали, но все хорошо – она не упала. Они приехали домой. Они вдвоём. Он поднимает платок с ее лица и… резко опускает. Мехди в шоке! Хадижа – плохой сюрприз. Хадижа вообще некрасивая. Он хочет плакать. Но уже поздно! Поздно плакать! За семь дней потрачена куча денег! Калым в 20 верблюдов! И что? Ханана обманула, у Хадижи маленькие глаза!
И что теперь делать? Разводиться? Богатый Мехди сможет заплатить ещё калым и взять ещё три жены (на юге страны можно, на севере – нет). А бедный Мехди не сможет развестись и будет всю жизнь смотреть в маленькие глаза Хадижи и видеть в них 20 верблюдов, потому что, если он разведется, будет выплачивать ей алименты.
Вернёмся к молодоженам. А что, если Хадиже не понравился Мехди? Как ей быть? Страдать? Да. Потому что у неё нет права уйти от некрасивого Мехди, потому что ее родители получили за неё калым.
Я уже вам рассказывал, говорит наш гид, что на юге страны живут по своим законам и никогда не слушали президента Хабиба Бургибу, даже когда тот запретил законом многожёнство, весь юг встал на защиту традиций страны и ислама. Хабиб Бургиба тогда обратился по телевизору ко всем родителям со словами: «Хватит продавать своих дочерей!» Но люди здесь живут по своим порядкам.
Я – житель севера, значит, я свободен. Я женат на русской, старший мой брат – на немке, младший – на француженке. И мама у нас просто спросила: «Ты ее любишь? Окей. Удачи!» А здесь не так!