X
00:32 29.03.2024

Позор и гордость автопрома

Первое представление «Москвича-412» произошло в 1967 году, а фактический старт производства начался в 1968-м сразу на двух заводах – московском АЗЛК и новом в городе Ижевске. Считалось, что на выпуске «Москвича» в Ижевске настоял будущий министр обороны СССР, а тогда секретарь ЦК Дмитрий Устинов. Есть мнение, что, будучи подчиненным оборонному ведомству страны и не подчиняясь министерству автомобильной промышленности, ижевский «Москвич» был лучше сделан, чем версия, производившаяся на АЗЛК в Москве. Возможно, контроль на заводе в Ижевске действительно был поставлен лучше.

Автомобиль стал одним из самых успешных отечественных автопроектов на Западе, но оставался недооцененным общественным признанием у себя на родине и менее престижным, чем вскоре появившийся ВАЗ-2101 «Жигули». «Москвич-412» покупали не только в странах соцлагеря, но и в Великобритании. Его производство было организовано также в Болгарии, отверточная сборка – в Бельгии, правда, попутно там производилась доработка под изощренный европейский вкус. Спортивные успехи «Москвича» были огромными на международных автосоревнованиях, например, в ралли «Лондон–Сидней» в 1968 году или ралли «Лондон–Мехико» в 1970-м. Однако вскоре морально устаревшая конструкция и плохое качество сборки свели продажи «Москвича» в Западной Европе к нулю. Безоговорочный престиж тогда имели «Волга» с ее люксовостью, статусом и положением в обществе; «Жигули», «Самара», которые давали ощущение относительной современности и некоторого комфорта.

Надо сказать, что на протяжении многих лет производства модель эволюционировала, появились новый салон, агрегаты и элементы внешнего дизайна. Но хорошее впечатление от смелого и яркого дизайна и современных технических решений портилось изначально дремучей архаикой, например, комфортная подвеска сочеталась с отсутствием шумоизоляции.

На «412-ю» модель устанавливали новый, современный верхневальный верхнеклапанный двигатель, который, согласно расхожему мнению, был скопирован с баварского БМВ М10. Действительно, в конструкции двигателя советского седана угадывались некоторые мотивы немецкого бестселлера, но о прямом копировании речь не шла. Специалисты говорят, что силовой агрегат был действительно взят как ориентир, однако в конструкцию «москвичевского» мотора было внесено много изменений. Мощность «412-го» мотора составляла по паспорту 75 л. с. Надежный двигатель имел отличный потенциал для форсировки путем увеличения рабочего объема и после доработки мог выдать 100–120 «лошадей», поэтому не без оснований был популярен у автоспортсменов.

Изначально устаревший карбюратор «К-126» впоследствии был заменен на карбюратор ДААЗ от «Жигулей». Четырехступенчатую КПП, которая была очень неплохой, конструкторы позаимствовали у «408-й» модели, но рычаг управления коробкой передач перенесли с рулевой колонки на пол. Однако механизм в целом все равно плохо сочетался с современным двигателем, несмотря на добавление синхронизаторов на всех передних передачах. Понятия «короткоходность рычага», «четкость включения» отсутствовали, поскольку рукоятка КПП имела значительные люфты в тягах. В целом «Москвич» не баловал пассажиров теплом, поэтому зимой снимать в салоне верхнюю одежду было нежелательно. А вот радиоприемник был хорошим и мог работать автономно, потому что был сделан легкосъемным.

Шасси «Москвича» было построено по традиционной для 60-х годов схеме – треугольные рычаги спереди и рессоры сзади. Автомобиль был плавным на ходу. Модель имела гидровакуумный усилитель тормозов, но этот агрегат был очень ненадежным. Изменения в конструкцию вносились постоянно, но на Московском и Ижевском заводах – по разному или по собственному сценарию. Конструктивно, в основе, это был один и тот же автомобиль. Модернизация «ижевской» машины, в отличие от московского варианта, шла с трудом, но со временем появилась модификация «Москвича» с кузовом типа хэтчбек («комби»).

Я был владельцем именно такого автомобиля – в 1987 году у меня появился новый «Иж-Комби», и я эксплуатировал этот замечательный в то время аппарат в течение 12 лет, с каждым годом внося какие-то маленькие изменения в его архаичную конструкцию. Например, я установил карбюратор ДААЗ от вазовской «шестерки» , тахометр от нее же, самодельное электронное зажигание вместо традиционной системы с трамблером (кто из современных автомобилистов сегодня знает, что это такое), стрелочный манометр для контроля давления масла в двигателе, эконометр, позволяющий тонко регулировать расход топлива, аварийный отключатель массовой клеммы аккумулятора в виде ключа, установленного под рукой в салоне. Мой «Иж-Комби» был в таком хорошем техническом состоянии, что знакомый автоперекупщик долго уговаривал его продать, а затем, перепродав, хорошо подзаработал на этом.

И, наконец, последнее, касающееся «Москвича». В России начались официальные продажи нового электромобиля «Москвич 3е». В его основе лежит китайская модель JAC, которая прибывает на завод в минимально разобранном виде. Автомобиль оснащается блоком аккумуляторов на 65,7 кВт/ч.

«Москвич 3е» в базовой комплектации заметно богаче своего бензинового аналога. Некоторым недостатком электромобиля можно считать уменьшившийся со 170 до 145 мм дорожный просвет, образовавшийся из-за применения плоской батареи под днищем. Мощности достаточно для движения с максимальной скоростью 140 км/ч. Запас хода у «Москвича 3е» составляет 410 км. В реальности этого можно добиться только в идеальных условиях при размеренном движении и при комфортной летней температуре.

Приживётся ли электромобиль, станет ли он гордостью отечественного автопрома – покажет время.

Статьи из «Колесо»

Лёгкие диски – экономия топлива

6
Есть люди, которые «балуют» свою машину разными плюшками – покупают насадки на глушители, устанавливают дополнительную...

Штрафы растут как грибы

29
В Госдуме обсуждается законопроект, которым ужесточаются меры наказания за различного рода...

Флаг тебе в номер

42
Мы все привыкли к тому, что автомобильные номера, выданные в нашей стране, имеют чёрные цифры...

ДОСААФ поможет участникам СВО

16
Автомобиль с ручным управлением «LADA GRANTA» будет предоставлен для обучения вождению...

«Квартира» для летних шин

11
Наступает время, когда многие автомобилисты «переобуваются». Но все ли знают, что шины,...

Скрытые функции автомобиля

121
Полезные функции, которыми часто оснащаются современные автомобили, иногда остаются незамеченными неопытными автомобилистами. Вот 10 скрытых возможностей,...

«Капитану» море не нужно

15
Сколько в Китае автозаводов? Думаю, не каждый автоэксперт сможет однозначно ответить на этот...

Камеры: ловят, не ловят…

21
Каждый водитель в силу различных обстоятельств иногда сам становится пассажиром. И невольно...

Штрафы возрастут

11
Государственная Дума в первом чтении приняла законопроект, который может значительно...