X
00:32 29.03.2024

Позор и гордость автопрома

Первое представление «Москвича-412» произошло в 1967 году, а фактический старт производства начался в 1968-м сразу на двух заводах – московском АЗЛК и новом в городе Ижевске. Считалось, что на выпуске «Москвича» в Ижевске настоял будущий министр обороны СССР, а тогда секретарь ЦК Дмитрий Устинов. Есть мнение, что, будучи подчиненным оборонному ведомству страны и не подчиняясь министерству автомобильной промышленности, ижевский «Москвич» был лучше сделан, чем версия, производившаяся на АЗЛК в Москве. Возможно, контроль на заводе в Ижевске действительно был поставлен лучше.

Автомобиль стал одним из самых успешных отечественных автопроектов на Западе, но оставался недооцененным общественным признанием у себя на родине и менее престижным, чем вскоре появившийся ВАЗ-2101 «Жигули». «Москвич-412» покупали не только в странах соцлагеря, но и в Великобритании. Его производство было организовано также в Болгарии, отверточная сборка – в Бельгии, правда, попутно там производилась доработка под изощренный европейский вкус. Спортивные успехи «Москвича» были огромными на международных автосоревнованиях, например, в ралли «Лондон–Сидней» в 1968 году или ралли «Лондон–Мехико» в 1970-м. Однако вскоре морально устаревшая конструкция и плохое качество сборки свели продажи «Москвича» в Западной Европе к нулю. Безоговорочный престиж тогда имели «Волга» с ее люксовостью, статусом и положением в обществе; «Жигули», «Самара», которые давали ощущение относительной современности и некоторого комфорта.

Надо сказать, что на протяжении многих лет производства модель эволюционировала, появились новый салон, агрегаты и элементы внешнего дизайна. Но хорошее впечатление от смелого и яркого дизайна и современных технических решений портилось изначально дремучей архаикой, например, комфортная подвеска сочеталась с отсутствием шумоизоляции.

На «412-ю» модель устанавливали новый, современный верхневальный верхнеклапанный двигатель, который, согласно расхожему мнению, был скопирован с баварского БМВ М10. Действительно, в конструкции двигателя советского седана угадывались некоторые мотивы немецкого бестселлера, но о прямом копировании речь не шла. Специалисты говорят, что силовой агрегат был действительно взят как ориентир, однако в конструкцию «москвичевского» мотора было внесено много изменений. Мощность «412-го» мотора составляла по паспорту 75 л. с. Надежный двигатель имел отличный потенциал для форсировки путем увеличения рабочего объема и после доработки мог выдать 100–120 «лошадей», поэтому не без оснований был популярен у автоспортсменов.

Изначально устаревший карбюратор «К-126» впоследствии был заменен на карбюратор ДААЗ от «Жигулей». Четырехступенчатую КПП, которая была очень неплохой, конструкторы позаимствовали у «408-й» модели, но рычаг управления коробкой передач перенесли с рулевой колонки на пол. Однако механизм в целом все равно плохо сочетался с современным двигателем, несмотря на добавление синхронизаторов на всех передних передачах. Понятия «короткоходность рычага», «четкость включения» отсутствовали, поскольку рукоятка КПП имела значительные люфты в тягах. В целом «Москвич» не баловал пассажиров теплом, поэтому зимой снимать в салоне верхнюю одежду было нежелательно. А вот радиоприемник был хорошим и мог работать автономно, потому что был сделан легкосъемным.

Шасси «Москвича» было построено по традиционной для 60-х годов схеме – треугольные рычаги спереди и рессоры сзади. Автомобиль был плавным на ходу. Модель имела гидровакуумный усилитель тормозов, но этот агрегат был очень ненадежным. Изменения в конструкцию вносились постоянно, но на Московском и Ижевском заводах – по разному или по собственному сценарию. Конструктивно, в основе, это был один и тот же автомобиль. Модернизация «ижевской» машины, в отличие от московского варианта, шла с трудом, но со временем появилась модификация «Москвича» с кузовом типа хэтчбек («комби»).

Я был владельцем именно такого автомобиля – в 1987 году у меня появился новый «Иж-Комби», и я эксплуатировал этот замечательный в то время аппарат в течение 12 лет, с каждым годом внося какие-то маленькие изменения в его архаичную конструкцию. Например, я установил карбюратор ДААЗ от вазовской «шестерки» , тахометр от нее же, самодельное электронное зажигание вместо традиционной системы с трамблером (кто из современных автомобилистов сегодня знает, что это такое), стрелочный манометр для контроля давления масла в двигателе, эконометр, позволяющий тонко регулировать расход топлива, аварийный отключатель массовой клеммы аккумулятора в виде ключа, установленного под рукой в салоне. Мой «Иж-Комби» был в таком хорошем техническом состоянии, что знакомый автоперекупщик долго уговаривал его продать, а затем, перепродав, хорошо подзаработал на этом.

И, наконец, последнее, касающееся «Москвича». В России начались официальные продажи нового электромобиля «Москвич 3е». В его основе лежит китайская модель JAC, которая прибывает на завод в минимально разобранном виде. Автомобиль оснащается блоком аккумуляторов на 65,7 кВт/ч.

«Москвич 3е» в базовой комплектации заметно богаче своего бензинового аналога. Некоторым недостатком электромобиля можно считать уменьшившийся со 170 до 145 мм дорожный просвет, образовавшийся из-за применения плоской батареи под днищем. Мощности достаточно для движения с максимальной скоростью 140 км/ч. Запас хода у «Москвича 3е» составляет 410 км. В реальности этого можно добиться только в идеальных условиях при размеренном движении и при комфортной летней температуре.

Приживётся ли электромобиль, станет ли он гордостью отечественного автопрома – покажет время.

Статьи из «Колесо»

«Капитану» море не нужно

9
Сколько в Китае автозаводов? Думаю, не каждый автоэксперт сможет однозначно ответить на этот...

Камеры: ловят, не ловят…

16
Каждый водитель в силу различных обстоятельств иногда сам становится пассажиром. И невольно...

Штрафы возрастут

9
Государственная Дума в первом чтении приняла законопроект, который может значительно...

В России ищут пути снижения ДТП

16
План по повышению безопасности движения обсудили на панельных дискуссиях в рамках выставки «Дорога 2024» в Екатеринбурге,...

Карт – ступень к «Формуле-1»

4
Гонки на небольших, легких и маневренных спортивных автомобилях с открытыми колесами,...

«Китайцы» теснят Ладу?

11
В сентябре китайский кроссовер Haval Jolion стал самым продаваемым автомобилем в Москве,...

Судьба легенды

8
Чуть ли не ежедневно прохожу мимо легендарной машины моего детства – Москвича 412. Он...

Свой руль ближе к рукам

11
Продукция белорусских машиностроителей известна практически во всём мире. Карьерные...

Байкеры закрыли мотосезон

10
В Дагестане состоялось официальное закрытие очередного ежегодного мотосезона....