Прадедушка за рулём
День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта в России ежегодно отмечается в последнее воскресенье октября. В 2020 году праздник приходится на 25 октября и отмечается на официальном уровне в 44-й раз. Торжество утратило исключительно профессиональное значение, его также стали отмечать владельцы личных транспортных средств и водители-любители. Суть праздника – показать важность автотранспорта в экономике страны и почтить уважением работников этой сферы.
Привычным маршрутом утром двигаюсь в сторону автобусной остановки, время еще есть, но на работу надо явиться вовремя. Народ, переходящий дорогу, снующие во все стороны легковушки… Автобусам и троллейбусам двигаться пусть и не быстро, но хотя бы с равномерной скоростью не удается. Тяжеловесы общественного городского транспорта пытаются выжить в конкуренции с малогабаритными такси и маршрутками. «Нет, не успею так», – думаю я, глядя на часы.
«Такси надо?», – слышу голос водителя из подъехавшей машины. Недолго думая, усаживаюсь на переднее сидение возле водителя. Пожилой человек привстает, снимает оранжевые «шашечки» с крыши своей машины.
– Куда поедем? – интересуется водитель.
– В сторону Редукторного поселка.
– Значит, пока прямо.
Выехав из теснящегося потока гудящих машин, едем второстепенной дорогой, проворно сворачивая в подворотни и проездные дворы.
– Так будет быстрее, – поясняет таксист. Прямо как в фильме «Бриллиантовая рука», только я нисколько не переживаю, как когда-то герой Юрия Никулина. – В городе живу с детства, как с родителями приехал с Севера, так что все пути известны, дороги изучил давно.
– А с какого года в Махачкале?
– Мне 82 года, а в Махачкале я с 5 лет. С 1943-го живу в Нефтегородке.
Магомед (на снимке) (так представился шофер), приехал с родителями в столицу Дагестана из Тюмени в военные годы. Папа с мамой работали на нефтепромысле, но во время войны решили переехать к себе на малую родину. Да и климат здесь лучше, а летом еще и витамины – фрукты, овощи в избытке. Здесь родители работали в промышленности, на Бондарном заводе. Учился тогда Магомед в 4-й школе, а после ушел служить в армию.
Едем по улице Гаджиева от троллейбусного кольца, проезжая старое русское кладбище. «Вот ведь взяли моду – названия менять, – ворчит дядя Магомед, сигналя поворачивающей машине с улицы Атаева. – Еще один – не видит, что здесь поворот только направо. И кто им права выдает?»
– Раньше со всего нашего поселка, где проживаю, у двух человек была машина, одна из них – служебная. А сейчас… Ходить толком не умеют, зато права есть. Да и в машинах ничего не понимают. Вот у меня до сих пор осталась яма для ремонта. Сейчас редко ковыряюсь: везде автомастерские, там дешево и быстро. В разное время каких только марок у меня не было. Сначала служебная «Волга» была, сразу после армии, потом свой «Жигуль» заимел. Сейчас, конечно, с покупкой машины проблем нет, очередей нет. Были бы деньги, как говорится.
– Я смотрю, нервная у вас работа.
– Главное, чтобы какая-то работа была, сынок, чем дома сидеть. От безделья давно бы отправился к праотцам, – смеется Магомед. – Раньше где только ни работал – и сапожником был, и строителем.
Но дольше всего дедушка Магомед проработал в Дагавтодоре. Сразу туда устроился, как из армии вернулся, сначала водителем, а потом и завотделом. Сидячая была работа, голова болела часто. А таксовал эпизодически всю жизнь, но постоянно работает лет 10. «За рулем голова не так болит, болит другое место», – смеется таксист.
Несмотря на то, что в городе полно народу, поймал себя на мысли, что не так часто у нас можно увидеть пожилых людей. Не удивительно, ведь Дагестан считается самой молодой республикой. Поэтому встретить таксиста, который по общим меркам уже глубоко пожилой человек, было интересно. А ведь основной мотивацией работы для него является не дополнительный доход, а приобщение к активной жизни.
– Да мне много и не надо. У меня четверо детей, все со своими семьями. Со мной живет младший сын. Недавно уже у его дочери родился сын, в честь меня назвали…
– Подождите, так вы прадедушка уже?
– Да, получается так, – улыбается дядя Магомед. – Дети пристроены, внуки тоже. Недавно похоронил жену, да и друзья уже по возрасту уходят… Если сидеть дома, то тоска одолевает. С внуками могу в свободное время поиграть, но недолго. Они же как заведенные – посидеть хотя бы час в одной комнате не могут. Бегают по всему двору, а у меня там порядок знаешь какой! – Магомед вскинул при этой фразе брови и поднял указательный палец, тем самым лаконично давая понять, что порядок у хозяина действительно идеальный.
– А почему, когда я сел в машину, вы знак такси сняли? – любопытничаю я.
– Так это по привычке – конкуренция. Если другие видят, что таксист, то пытаются подрезать, не дают первым выбрать правую полосу, чтобы пассажира подобрать.
– А вы разве не в фирме зарегистрированы?
– Нет, работаю как индивидуальный предприниматель. Мне, кстати, скидка налоговая положена по возрасту.
Вынырнув с очередной узенькой улицы, хаотично заставленной машинами, выезжаем на один из главных проспектов Махачкалы.
– Раньше, когда мы поселились в Нефтегородке, это был край города, участки между соседями были поделены натянутой леской, которая была чуть выше щиколотки, – вздыхает Магомед, вспоминая былые времена, попутно и всех руководителей нашей страны – кого, обкладывая крепким словцом, а кого подчеркнуто похвалив за построенную мощную державу.
– Если работать, то жить можно при любом времени. Сейчас, конечно, расслабиться нельзя. Молодым бывает сложно, но, например, мои дочери живут в Москве и во Владимире. Если не нашел работу – какой толк на одном месте сидеть, надо двигаться. Страна большая, городов и возможностей много.
Преодолеваем очередной неудобный перекресток. Снова чертыхается дедушка Магомед, стоя на светофоре по проспекту Петра Первого: «Тут же надо длительность дополнительного сигнала на поворот увеличить. Неужели до сих пор непонятно? Посмотри, какой затор из-за этого».
– Да, город с каждым годом меняется, – вздыхает опытный водитель. А мы сворачиваем в сторону Издательства, мой вояж закончился. – 200 рублей с тебя, сынок. Сегодня как раз иду налоги платить. В копилочку будет, – поблагодарил меня прадедушка-таксист.