Профессионалы рулят
Без профессиональных водителей невозможно представить никакую службу, структуру и вообще любую отрасль. То есть без тех, кто управляет автобусами, трамваями, троллейбусами, такси, грузовиками, тракторами. Не обойтись и без тех, кто занимается сервисным обслуживанием транспортных средств – без слесарей, механиков, шиномонтажников, инженеров и конструкторов. Важность автотранспорта в экономике страны и роль работников этой отрасли несомненны.
Работники транспорта в России 20 ноября отмечают свой профессиональный праздник. Его история началась, когда в 1976 году вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О Дне работников автотранспорта». Спустя четыре года праздник переименовали в «День автомобилиста». В 1996 году власти решили объединить автомобилистов с дорожниками, в 2012 году – с сотрудниками городского общественного транспорта. Возражать автомобилисты не стали.
Субъекты нашего репортажа сегодня – представители отрасли транспорта, которые не являются заслуженными деятелями, обладающими какими-то званиями, должностями или заслугами. Если не считать высших квалификационных разрядов, конечно. Это просто водители, которые честно выполняют свой профессиональный долг перед государством и обществом, те, на ком, собственно, и держится экономика страны.
Один из них – водитель грузового автомобиля со стажем 40 лет, а другой – тот, без которого ни один автомобилист не станет таковым. Это преподаватель теории – инструктор по вождению автомобиля в автошколе. Это через его руки и сердце проходят все начинающие автомобилисты. Обоих объединяет очень серьезная ещё в советский период система обучения и подготовки специалистов для народного хозяйства – ДОСААФ. В этой общественно-патриотической организации они получили не только профессиональные знания, но ещё и овладели навыками вождения и езды в специфичных и даже экстремальных условиях на спортивных трассах авто- и мотогонок.
Магомед Баркаев перевозит грузы на автомобиле КамАЗ, работая на одном из государственных автотранспортных предприятий республики оборонного значения. Карьеру водителя начал в 1982 году, когда вернулся после службы в армии в родную Махачкалу и был принят на работу в известное транспортное предприятие, имевшее очень высокий статус, поэтому и квалификация, и мастерство водителей должны были ему соответствовать.
На вопрос, почему стал водителем, Магомед ответил, что впервые понял, кем хочет быть, еще десятилетним мальчишкой лет 50 назад, когда оказался в кабине старенького самосвала. С тех пор он только и мечтал о руле. Мальчишка этот вырос в очень опытного, матёрого, крепко знающего свое дело профессионала, умелого и дисциплинированного, потому что за все годы работы водителем на самых разных автомобилях не имел ни одной серьезной аварии, хотя испытать пришлось многое.
Случались и настоящие приключения. На тягачах с максимально длинными прицепами он возил стратегические грузы в печально известный разрушительным землетрясением декабря 1988 года армянский город Спитак, в охваченную войной и разрушенную Чечню. Потом был долгий период маршрутных пассажирских перевозок в Махачкале, представители которых известны виртуозным умением совершать несколько дел одновременно. Не будет преувеличением сказать, что Магомед Баркаев может управлять любым транспортным средством. Хотя, нет, водить самолёт он не может.
Опыт экстремальной езды на мотоцикле, полученный в секции мотокросса в далёкой молодости, даёт о себе знать. Надо понимать, что вождение спортивного мотоцикла по пересечённой местности заставляет организм существенно напрягаться хотя бы уже из инстинкта самосохранения. И этот риск вкупе с физическими нагрузками даёт возможность всем мышцам тела выработать ценную мышечную память. Это дорогого стоит. Умение управлять техникой в этих тяжёлых условиях приходит быстро и остается на всю жизнь. Кстати, известно, что все мотоспортсмены, независимо от вида мотоспорта, обязательно тренируются именно на кроссовых мотоциклах.
В отношении другого героя нашего материала Мирзы Баркуева все вышесказанное касается ещё в большей степени. Фамилии их на удивление созвучны. Созвучны и судьбы. Мирза работает в одной из автошкол преподавателем теории и инструктором по обучению вождению автомобиля. Приобщаться к транспортным средствам начал тоже в спортивной секции автомотоклуба, сев в десятилетнем возрасте на гоночный микроавтомобиль – карт. И здесь тоже аналогия: картинг, экстремальная езда на маленьком, но очень энерговооруженном далёком родственнике гоночного болида Формулы-1, быстро приучает управлять любым автомобилем. Все чемпионы мира королевского вида автогонок начинали именно с картинга.
Мирза Баркуев
Задача партии и советского правительства, поставленная почти 100 лет назад перед оборонной патриотической организацией ДОСААФ – готовить кадры для армии и народного хозяйства, выполнялась отлично. Мастерски управлять любым транспортным средством, включая самолёт и моторную лодку, досконально разбираться в их устройстве и вообще быть классным специалистом и просто водителем получалось почти у всех.
Получив желанное удостоверение профессионального водителя, Мирза оказался за рулем трубовоза ЗиЛ-141 и стал ездить на этом довольно сложном агрегате с длинным прицепом по всей республике. А это, знаете ли, требует как большого мастерства, так и крепкого здоровья. Следующими этапами карьеры были: езда на разных типах автомобилей в Дагпотребсоюзе, на маршрутном транспорте по улицам Махачкалы, пока не предложили классному специалисту работу в автошколе преподавателем Правил дорожного движения, теории по устройству автомобиля и инструктора по обучению вождению.
И здесь он понял, что нашел себя. Вот уже почти два десятка лет учит людей. Крайние пять лет работает в специальной автошколе для женщин. Говорит, что учить человека с чистого листа легче, чем переучивать неправильно наученного, и считает, что женщины вполне годны для, казалось бы, сугубо мужского занятия. Вот и экзамены в ГАИ на права почти все его выпускницы сдают с первого раза, да и водят хорошо. А сдавать экзамены эти стало гораздо труднее, если учесть, что правильно ответить нужно на все 20 вопросов ПДД в экзаменационном билете, а в случае одного неправильного ответа добавляются ещё 5 вопросов, которые не терпят ошибки.
Мирза Баркуев и его сын, также инструктор, являются единственными мужчинами, работающими в дагестанской автомобильной школе для представительниц прекрасной половины человечества. Это большая честь и требует не только высокого профессионализма, но и высоких моральных качеств.