X
08:47 20.03.2025

Шесть причин не доверять блогерам

Владислав Косолапкин, «Казанские ведомости», 13.03.2025 г.
Выпуск - 2025 № 40
12

Недавно спросил младшую дочь, кем она хочет стать, когда вырастет. Та, не задумываясь, ответила, что будет блогером. Думаю, подобный ответ в наши дни получают многие родители.

Блогеров сейчас называют лидерами мнений, или инфлюенсерами. Трудно поспорить с такой формулировкой, ведь огромная аудитория позволяет им во многом влиять на восприятие той или иной информации, а порой и поставить под сомнение существующие этические нормы.

Следует понимать, что большая власть означает не меньшую ответственность. Так, ученые из Портсмутского университета, обобщив многочисленные исследования своих коллег, пришли к выводу, что деятельность блогеров зачастую имеет ряд негативных эффектов. Свою работу, вышедшую в журнале «Психология и маркетинг» (№ 42 от 4 марта 2025 г.), они озаглавили так: «Темная сторона инфлюенсеров».

Сахар, вейпы, алкоголь

Изучив опубликованные в социальных сетях материалы, ученые пришли к выводу, что блогеры часто пользуются доверием своей аудитории, чтобы заработать на рекламе вредных продуктов. Среди них различные БАДы, вредная еда, напитки с высоким содержанием сахара, разнообразные средства для похудения и многое другое.

Многие из этих товаров способствуют формированию не­здоровых привычек, что лишь усугубляет ситуацию. Даже без прямой рекламы лидеры мнений могут романтизировать опасные явления, такие как употребление алкоголя и наркотиков. И аудитория воспринимает их как положительный пример.

Долгосрочные опросы респондентов подтвердили, что частота просмотра видеоблогов влияет на употребление нездоровых напитков у детей через два года.

Несложно заметить, что и российские популярные блогеры, например, активно участвуют в рекламе и популяризации азартных игр. И это не мешает им становиться лицами многих продуктов для подростков и даже принимать участие в школьных уроках «Разговоры о важном».

Фейки и дезинформация

Исследователи отмечают, что блогеры, устанавливая близкие отношения со своими подписчиками, становятся мощными лидерами мнений, порой даже более привлекательными, чем политики и знаменитости. Однако их знания не всегда превосходят знания других, и экспертиза может быть на уровне обычных людей.

Это несоответствие создает благоприятную почву для дез­информации. В то время как политические высказывания защищены конституцией, а деятельность журналистов ограничена существующим законодательством, работа блогеров часто остается без должного контроля. Например, высказывания многих блогеров привели к недоверию официальным рекомендациям в период пандемии COVID-19.

Удар по самооценке

Исследования показывают, что инфлюенсеры часто навязывают аудитории совершенно недостижимые идеалы внешности, используя для этого современные технологии. Самооценка их зрителей серьезно страдает, что подталкивает последних к вредным диетам или опасным косметическим процедурам и пластической хирургии.

Статистика и опросы дали понять, что просмотр контента в соцсетях снижает удовлетворенность своим телом, особенно у девушек-подростков.

Черная зависть

Блогеры создают ложные впечатления не только об идеальном теле, но и об идеальной жизни. Демонстрация бесконечных праздников, путешествий, гламура и богатства вызывает у людей зависть и чувство неполноценности.

Люди, просматривающие соц­сети, испытывают необходимость постоянно поддерживать идеальный имидж, создавать впечатление насыщенной и богатой жизни, демонстрировать успех. А это не лучшим образом влияет на здоровье, вызывая тревогу и депрессию.

Откровенный обман

Блогеры в социальных сетях также нередко занимаются продвижением поддельных и контрафактных товаров. Исследования показывают, что 22 % респондентов приобрели подделки после рекомендаций от своих кумиров.

Что хуже, некоторые инфлюенсеры не брезгуют продвигать опасные услуги, которые могут ударить по кошельку и здоровью людей, доверившихся им.

Утечки личной информации

Ученые предупреждают: блогеры в социальных сетях стали настоящими фабриками данных, собирая огромные объемы личной информации. Имея доступ к ней, инфлюенсеры сталкиваются с серьезными рисками – уязвимостью информации и киберпреступлениями. При этом исследователи отмечают, что лидеры мнений зачастую не осведомлены о своих законных обязанностях по обеспечению безопасности личных данных.

Статьи из «Общество»

Космос будущего

3
Амбициозный национальный проект «Развитие многоспутниковой орбитальной группировки»,...

Улучшить жизнь особенных граждан

7
Актуальные вопросы оказания помощи и социальной...

Проводник добра

35
Многие герои моих публикаций впоследствии становятся моими добрыми друзьями, с которыми я...

От Моздока до Берлина

5
Война и женщина… Кажется, трудно совместить эти два понятия, но именно в годы Великой...

Горянки в тылу и на фронте

10
С первых дней Великой Отечественной войны трудящиеся нашей Родины проявили высокий патриотизм, моральное единство и массовый героизм. Во имя Родины и Победы над...

Защитникам Отечества посвящается

12
Еду как-то в маршрутке и из чужого смартфона сквозь...

Вклад дагестанок в победу

7
Прошло 80 лет с тех пор, как отгремели последние бои и залпы Великой Отечественной войны. Но время не властно над памятью человечества о мужестве и стойкости граждан...

Помним! Гордимся!

4
Медсестры, разведчицы, летчицы, работницы заводов, повара… Во время Великой Отечественной женщины проявили массовый героизм на полях сражений и в тылу. Еще...

Старая пачка махорки

5
Однажды когда я был в гостях у Героя Советского Союза гвардии старшины Якова Сулейманова, (на...