Спрашивали – отвечаем. Как хотим
Пусть не сложится у части читателей мнение, что, публикуя критические материалы о деятельности или бездеятельности отдельных органов исполнительной власти и ее представителей, мы хотим кого-то опорочить, очернить или вызвать насмешку. Смысл наших публикаций заключается в том, чтобы заставить отдельных представителей госорганов работать оперативнее, чтобы жизнь стала лучше, жить нам всем стало легче. По большому счёту, этого и добивается власть.
Суть журналистской деятельности, как известно, заключается в информировании граждан о работе государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, должностных лиц. Это закреплено Федеральным законом о СМИ.
Указом Президента РФ «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» от 6 июня 1996 года установлено, что руководители федеральных органов исполнительной власти и главы исполнительной власти субъектов Российской Федерации несут персональную ответственность за состояние исполнительской дисциплины в соответствующих органах.
Указ в том числе побуждает чиновников реагировать на публикации в СМИ. Журналисты вправе рассчитывать на реакцию на критические выступления и должны добиваться от государственных органов выполнения ими же принятых решений. К сожалению, несмотря на это, чиновники реагируют на критику в прессе не совсем так, как хотелось бы, то есть как положено.
Посудите сами. В нашем материале «В чиновничьей волоките тонут критические выступления газеты» (№ 180–181 от 8 июня 2023 года) мы писали, что уровень взаимоотношений, сложившийся у редакции с пресс-службами некоторых министерств и ведомств республики, далёк от совершенства. Возникает вопрос: для чего вообще нужны так называемые пресс-службы, зачастую существующие в лице работника, озадаченного руководством отвечать на письма из средств массовой информации?
К вопросу об одной только организации дорожного движения в столице республики в 2022 году «Дагправда» обращалась трижды: («Бутылочное горлышко в дорожном движении» (09.04.2022), «Разъезды упорно остаются опасными» (15.07.2022) и «Дорожная безопасность никого не волнует» (25.08.2022). В марте 2023 года в материале «Светофорные провокации и дорожные неувязки» мы снова рассказали о сложной дорожной ситуации в столице и о том, что не все светофоры работают, как положено.
В материале «Умными должны быть не только светофоры» (номер от 09.06.2023) речь шла об установке комплексов фотовидеофиксации, внедрении системы автоматизированного учета интенсивности и состава транспортных потоков, что в целом должно было позитивно сказаться на безопасности дорожного движения. К сожалению, этого не происходит. Наличие автомобильных заторов даже не в часы пик в одних и тех же местах из-за неправильной организации дорожного движения не даст соврать. Если даже и есть какая-то реакция на эти публикации, то ответы просто ни о чём, это чистой воды отписка.
Публиковали мы и письма граждан о забытых службами ЖКХ улицах и целых микрорайонах, разрытых и наспех закиданных ямах, огромных лужах, грязи и неустроенности. Вот и сейчас многострадальные улицы Красноярская, Бабаюртовская, что в Редукторном поселке Махачкалы, подремонтированные и заасфальтированные после наших публикаций и вмешательства прокуратуры, вновь подвергаются разрушению для прокладки каких-то коммуникаций (на снимке). Вот уже несколько лет эти улицы не видят никаких следов уборки и какого-либо ухода. Район забыт и заброшен. Наши читатели наверняка смогут привести много подобных примеров.
Опубликованные материалы об одних и тех же возмутительных фактах получили ответы лишь после нашего настойчивого напоминания. И это даже не ответы, а отписки, направленные на оправдание допущенных ошибок и сглаживание поставленных вопросов. В одном из ответов Управление пресс-службы администрации города Махачкалы сообщает следующее: «Сотрудники Управления пресс-службы <…> выполняют ряд важных общественных функций, огромный объем работы, связанный с мониторингом общественно-политической ситуации в городе Махачкале, в том числе демонстрацией событий в сфере обеспечения жилищно-коммунального хозяйства и других социальных служб…».
Мы знаем, какие функции выполняют пресс-службы. А вот проследить за тем, чтобы ответ не превратился в отписку, они, видимо, не могут. Речь идёт о том, что не все городские службы работают как надо. К примеру, на опубликованную жалобу жителей в редакцию пришел ответ пресс-службы администрации Махачкалы о том, что улица Красноярская будет убираться с 1 января 2024 года. Идёт восьмой месяц года, но обещание так и не выполнено.