Спустя 70 лет
Всегда казалось, что Великая Отечественная война и её события происходили далеко от Дагестана, за тысячу километров отсюда. Немецкие захватчики дошли до Сталинграда и Москвы, окружили Ленинград, подступили к Кавказу. А потом их погнали до самого Берлина. Других ассоциаций не было.
И тут сенсация! В Кизилюртовском районе под землёй найдены останки советского самолёта, подбитого в ходе воздушного боя. Что же это получается: в Дагестане шли бои? неужели гитлеровская армия хозяйничала в нашей республике?
Обратимся к истории. В ходе наступления немецко-румынских войск в 1942 году врагом была захвачена большая часть Кубани и Северного Кавказа. Гитлер планировал прорваться к бакинской нефти. Естественно, через Махачкалу. В немецких источниках данное наступление называлась не иначе как «Синий план».
Враг захватил Моздок, до Махачкалы оставалось всего 272 километра. Но советские войска после Сталинградской битвы пошли в обширное контрнаступление. План по захвату Северного Кавказа не удался, и тем самым Дагестан остался в стороне от военных событий. Но это, как оказалось, вовсе не означало, что он не увидел собственными глазами страшные события.
Немецкие истребители и бомбардировщики то и дело беспокоили наше небо. Вражеские самолёты прилетали в Махачкалу и бомбили. В это время намеренно был отключён Петровский маяк, ночью жителям города категорически запрещалось пользоваться электричеством. Разумеется, продвигался враг и к Хасавюрту, к Кизилюрту.
Самолёт пролежал под землей 70 лет, он был найден дагестанским поисковым отрядом «Кавказ» (входит в региональное отделение поискового движения России) возле селения Языковка Кизилюртовского района, находящегося на левом берегу реки Сулак.
«Как только узнали об обломках самолёта, мы сразу же приступили к активным действиям и буквально по крупицам собирали информацию, – рассказал журналистам председатель правления данного отряда Хайбулла Умаров. – Кто-то из очевидцев тех событий лет 30 назад рассказал кому-то об этом, а тот дальше поведал другому… Мы отправились на предполагаемое место и приступили к работе. Там всё начало «звенеть» и «свистеть»: обломки самолёта моментально отреагировали на металлоискатель. Нам помогали поисковые отряды Ингушетии («Малгобек») и Нижегородской области («Курган»). На второй день раскопок был обнаружен винт. Затем подняли части фюзеляжа, предварительно принадлежащего самолёту СУ-2, сбитому в ноябре 1942 года. На данный момент специалисты определяют точную его модель».
Самолёт был именно сбит. По воспоминаниям очевидцев, в небе над Хасавюртом его встретили два немецких мессершмитта (являлся одним из двух основных истребителей «Люфтваффе». – К. К.), которые прилетели из прифронтовой зоны со стороны Ингушетии. В неравном бою предполагаемый СУ-2 получил повреждения. Вражеские самолёты сопроводили его вплоть до падения и улетели. Пилот в это время выпрыгнул с помощью парашюта, и местные жители помогли ему добраться до ближайшей воинской части.
Имя лётчика неизвестно. Поисковый отряд «Кавказ» в этом отношении намерен провести работу. В случае если по номеру двигателя получится узнать личность пилота, то, по словам Умарова, есть предложение назвать его именем сквер либо школу.
Кстати, на территории Дагестана в годы Великой Отечественной войны были подбиты и другие самолёты. Всего таких примеров шесть. К примеру, один был сбит в районе селения Коркмаскала с четырьмя лётчиками, которые захоронены там же. В 2000-е годы коркмаскалинские ученики обнаружили останки самолёта в песках Сарыкума, они хранятся в местной школе.
А обломки языковского самолёта сейчас проходят процесс обработки в Хасавюрте. Их планируют передать в один из республиканских музеев.