Свой руль ближе к рукам
Продукция белорусских машиностроителей известна практически во всём мире. Карьерные гиганты «БелАЗы», грузовые «МАЗы», даже тракторы марки «Беларусь» десятилетиями исправно служат людям.
Понятно, что эти автогиганты были созданы еще во времена СССР. Так же, как и «ЗиЛы», «КрАЗы», «КамАЗы», «Уралы»… То есть для работы в народном хозяйстве выпускалась вполне добротная техника, которая ничуть не уступала лучшим зарубежным аналогам. Но многие и тогда недоумевали и сейчас продолжают это делать: а почему не могут выпускать легковые автомобили, которые могут конкурировать с зарубежными по качеству, цене, комфорту? Ведь инженерная мысль и тогда не дремала, да и сейчас наша земля не оскудела талантами. Тогда почему союзное государство, объединив усилия, не пытается сделать прорыв?
Наверное, не все согласятся с этим, утверждая, что попытки в этом направлении делаются. Отчасти это так. Тому свидетельствует то, что завод АЗЛК в Москве выходит из комы, с помощью тех же китайцев возрождает популярный некогда «Москвич». На Горьковском автозаводе возобновляется выпуск легковых моделей «Волга» на мощностях, на которых ранее велась контрактная сборка Skoda и VW. Правда, под товарным знаком «Волга» здесь будут собирать автомобили китайского государственного автоконцерна Changan. Снаружи новые «Волги» смотрятся брутально, сохранили «фирменный» рисунок решетки радиатора, некоторые другие очертания. Это можно было бы подтвердить соответствующими фотографиями, но, не имея согласия их авторов, не рискнём делать это; кому интересно, может погуглить. Приведём лишь мнение экспертов, которые утверждают, что они внутри ничем не отличаются от китайских исходников.
Что касается цен, то они будут объявлены позднее. Но стоить русско-китайские «Волги» будут не сильно дешевле тех же «Чанганов», которые сейчас предлагают в среднем за 2,5-3,5 млн рублей. Просто последние со временем станут намного дороже из-за роста утилизационного сбора, который теперь наши власти планируют поднимать каждый год.
Но вернёмся в Белоруссию. Прошла новость, что здесь с конвейера завода «БелДжи» сошёл 50-тысячный автомобиль. Юбилейной машиной, как утверждает автомобильное издание https://5koleso.ru, стал компактный кроссовер Belgee X50 в «топовой» комплектации Prestige цвета «черный металлик», предназначенный специально для рынка РФ.
Издание приводит мнение работников белорусской компании, которые утверждают, что сейчас на заводе углубляют локализацию и расширяют номенклатуру деталей, производимых непосредственно в Белоруссии. Так, в прошлом месяце на предприятии было запущено собственное производство бамперов для кроссовера X50. В скором времени планируется поставить на новую линию крупногабаритного пластмассового литья и другие конструктивные элементы автомобилей Belgee.
Как видим, автопроизводители не сидят сложа руки. В том, что какие-то детали заимствованы, нет ничего предосудительного: ни один автоконцерн не в состоянии выпускать тысячи наименований деталей, из которых собираются современные автомобили. Но то, что нужно брать лучшие практики, осваивать у себя выпуск деталей, локализовать производство можно и нужно. Именно с этого начали свою историю десятки автозаводов Китая, которые вышли уже на передовые позиции в мире. Можно учиться не только на своих ошибках, но и на чужом опыте.