Усиша
Писать о природе я начал давно. Каждый, кто смотрит на мир любопытным открытым взором, почувствует, что природа готова поведать сотни легенд, раскрыть тысячи тайн. Надо только уметь слушать её немую речь и облекать её в слова...
При кажущемся однообразии природы в разных уголках Дагестана я всегда нахожу прекрасные, не похожие друг на друга уголки – рощи, водопады, пещеры. Брожу по лугам и лесам и чувствую себя посетителем гигантского музея под открытым небом. Здесь нет экспонатов «за семью печатями». В этом природном музее не висят строгие таблички, предупреждающие экскурсантов о том, что фотографирование нежелательно. Снимай, бери в руки карандаш, рисуй, записывай впечатления. Последнее, пожалуй, даётся труднее всего. Наш язык несовершенен, он беднее окружающего нас мира, который мы порой не замечаем, пробегая мимо прекрасного, бросив мимолетный равнодушный взгляд.
Существует несколько версий относительно происхождения названия селения Усиша. Наиболее соответствующая действительности версия, на мой взгляд, заключается в самой топонимике. Слово Усиша можно разделить на две части. «Уси» – по-даргински означает «сундук», а «ша» – «селение». Другими словами, Усиша – «селение-сундук». Окруженное со всех сторон холмами, селение как бы лежит на дне гигантского сундука. Усиша расположено на месте, где оно и было основано много веков назад. Одна из причин такого постоянства – родник Бекиниз («главный родник»), который не иссякает до сих пор, хотя упоминается во всех легендах и преданиях усишинцев.
Вторая причина, видимо, в том, что один из холмов очень удобен для наблюдения за местностью, на нём много естественных преград, которые могут сослужить добрую службу сельчанам, в случае необходимости отразить нападение непрошеных гостей. Этот холм называется Кала-бек и его название переводится с даргинского языка как «холм-крепость». Ещё Усиша славится своими мастерицами. Их вышивка известна на всю округу.
Когда-то Усиша состояло из девяти кварталов, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга хуторов: Харшук, Руткукя, Бугала Жгул, Аба-Рагул, Канди кунт, Карагул, Шарли кунт, Гамзакукя, Качул. Постепенно хутора сливались, подтягиваясь к центру нынешнего селения. Это было вызвано как экономическими причинами, так и военными.
Мне нравится естественная музыка просыпающегося или готового отойти ко сну села. Поднимают пыль на узких улочках аула коровы и телята, нетерпеливо блеют овцы и ягнята, поёт петух на заборе или крыше дома, ссорятся куры из-за спелого зёрнышка, потерянного кем-то в середине двора, а далеко в горах слышен голос кукушки. В такие часы я люблю ходить на годекан, где утром и вечером собирается всё мужское население, чтобы обсудить проблемы дня, решить наболевшие вопросы. Не спеша, вдумчиво решает джамаат, где надо в первую очередь починить дорогу, где родник…
Оставив царство бетона и асфальта, вырвавшись из напряженной городской жизни с её бешеным ритмом и засильем чадящих машин, человек в ауле, горах чувствует себя естественнее. И это касается как взаимоотношений между людьми, так и с окружающей природой.