В гости к нартам
Город мертвых, чай от монаха, захватывающие дух горы, шумные водопады, каньоны, ледники, незабываемые владикавказские закаты, вкуснейшие пироги и другие прелести Северной Осетии. Рассказываю, как нескучно провести выходные у соседей.
Владеющий Кавказом
Один из самых живописных городов Северного Кавказа – Владикавказ. Был основан в 1784 году на берегах Терека как русская крепость, замыкающая «Аланские ворота», и потому «владеющий Кавказом». На Дальнем Востоке России есть аналогичный Владивосток, куда я когда-нибудь, надеюсь, попаду… Второе официальное название столицы Северной Осетии – Дзауджикау, в память о селении Дзауга, на месте которого сейчас стоит город.
Во Владикавказе я была дважды: летом и осенью. И надо сказать – он хорош в любое время года: и одетый в пышную зелень, и в ярких красках осени.
Исторический центр города – это старинные особняки, бульвары, скверы. По улочкам старого города гулять стоит неспешно, останавливаться чуть ли не у каждого здания и, читая надписи на мемориальных досках, узнавать, что город в разное время посетили Император Всероссийский Александр II Николаевич, Император Всероссийский Александр III Александрович, Русский военный и государственный деятель Ермолов Алексей Петрович, Иосиф Сталин… Побывали здесь и многие классики русской литературы.
Владикавказ – многонациональный и многоконфессиональный город, и в нем легко наблюдать связь времен и культур.
Всеми любимый проспект Мира в старину назывался Александровским. Там, где сегодня едут трамваи, когда-то царствовали извозчики. Раньше на проспекте не строили административных зданий, разве что гостиницы и магазины. А дома эти когда-то принадлежали купцам, чиновникам и выдающимся горожанам. Ни один турист не уезжает отсюда без фотографии с городовым. Кстати, и герой, и место его пребывания выбраны не случайно. В дореволюционное время городовой был неотъемлемой частью Владикавказа. После пройдитесь по набережной. Здесь протекает река Терек, которая берет начало на склоне Главного Кавказского хребта в Трусовском ущелье, из ледника горы Зилга-Хох на высоте 2713 м над уровнем моря. Протекает по территориям Грузии, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Ставропольского края, Чечни и Дагестана. Длина реки – 623 км.
Но что же считать главной достопримечательностью? Однозначно – парк культуры и отдыха имени Коста Левановича Хетагурова . Он один из старейших парков на Северном Кавказе, здесь можно любоваться экзотическими растениями, отдыхать в тенистых аллеях, прокатиться на велосипеде, покормить уток в пруду, посетить загадочные гроты.
Пирогов, да побольше
Проголодались? Еще бы! Северная Осетия в воображении многих легко рифмуется с пирогами, ну и пивом. И знайте, вы едите не просто начиненный пирог, а пирог с длинной историей.
«Вынеси-ка ты нам пирогов, маслом политых, сочным сыром обильно начиненных!» – ну вы уже поняли, что ни одно событие не обходится без пирогов, все как во времена древних нартских пиршеств. Пироги, шашлык ахсырфамбал, черное пиво алутон, крепкая медовуха ронг – эти блюда и напитки осетинской кухни столь же древние, как сказания о богатырях-нартах. Кстати, пироги в Осетии – и повседневная, и обрядовая пища. Дагестанцы поймут, о чем идет речь. Потому, как и у нас, хлебу во все времена придавали особое значение и смысл. Например, в селах многое по-другому, а многое просто другое. Настоящее, я бы сказала, а потому вкусное. Сельский творог, сельское молоко, сельский хлеб… Это своеобразный знак качества и подсказка – надо брать! Когда готовились к свадьбе, замесить тесто во все времена поручалось счастливой женщине. Не знаю, как она выбиралась или назначалась, но верю – предки не ошибались. А выпекать должна была женщина, создавшая благополучную семью. Думаю, и в этом вопросе все было просто. И еще один важный момент. Для свадебных торжеств обязательно пекут дрожжевой хлеб, слоеный (явлу-этмек), хлеб внутри с яичницей, с кусочками сушеной колбасы кёрюк къоймахъ. Если в семье оставались незамужние девушки и неженатые юноши, выпекалось нечетное количество хлебов. В Осетии тоже ритуальное значение они приобретают в национальные или религиозные праздники. Главный осетинский пирог – со свежим сычужным сыром. Он даже называется по-особому – «уалибах». Названия всех остальных пирогов – с картофелем, мясом, листьями свеклы, черемшой, капустой, тыквой – оканчиваются на «джин», то есть просто «содержащий что-либо».
Город мертвых
Сказали хозяевам за угощения «бознуг» (спасибо) и держим курс на Даргавс. В прошлом – колыбель знати, ныне – заброшенное село, или город мертвых. Здесь расположен самый большой некрополь Кавказа – городок из склепов на самом краю Даргавской долины. Как и полагается, у таких мест всегда имеются леденящие кровь предания. В XVIII веке, когда в районе Даргавса свирепствовала эпидемия холеры, заболевшие, чтобы не заражать своих родственников, добровольно отправлялись в склепы, захватив небольшие припасы еды и воды, и доживали там свои последние дни. Примерно в это же время на одной из усыпальниц появилась такая надпись, сделанная красной краской на осетинском языке: «С любовью смотрите на нас. Мы были такие, как вы, вы будете такие, как мы».
Сегодня сюда съезжаются туристы со всего мира, и по сей день здесь покоятся останки людей. Туристы кладут в окошки монеты, много монет, вероятно, хотят откупиться от злых болезней. Кассир у входа в архитектурный и исторический памятник говорит: – Не знаю с чем это связано, традицию класть монеты выдумали туристы. Никто никогда отсюда не возьмет ни рубля, не потому что нельзя, а потому что бояться. Вдруг проклятие какое, – говорит она. Денег не берут, а вот какой-нибудь бессовестный турист-безбожник вполне может утащить череп и сделает из него пепельницу или пресс-папье.
Гид рассказывает: – По одной из самых известных историй – место считается проклятым. Отряд молодых джигитов взял в плен девушку невероятной красоты. Горцы заспорили: кому же достанется прекрасная девушка. Спор велся на кинжалах. Уставшие, они обратились за советом к старейшинам племени. Почтенные старцы, увидев такую красоту, позабыли о морали и нравственности и тоже оказались пленены ее красотой. Дело доходило до братоубийственной войны. И один старейшин решил, что деву надо убить, только так можно избежать несчастья. С гибелью несчастной беды горцев не закончились – жителей аула стала поражать неизвестная тогда жуткая болезнь. Их плоть гнила и отваливалась от костей, люди буквально заживо разлагались. Гонимые страхом, горцы бежали из проклятого села, но и за его пределами их настигала мучительная смерть. Немногим удалось спастись. А зарытые в землю тела мертвецов каким-то чудовищным и необъяснимым образом на другой день оказывались на поверхности: земля словно выбрасывала их, не принимая. Пришлось возводить прямо над умершими каменные склепы – так возник «город мертвецов». Даже такая жуткая история на фоне прочей красоты ничуть не устрашает. Это место наделено особой атмосферой, непросто ее передать словами, здесь надо побывать.
Монашеский чай
Недалеко от Даргавса в селении Верхний Фиагдон находится монастырь. Мужской. Вы его не проедете, напоминает средневековую крепость – с каменными высокими стенами и осетинскими боевыми башнями по углам. Здесь можно гулять и думать. Но о чем бы я не думала, все мои мысли заканчивались фразой: как можно взять и вот так отказаться от всего мирского?
Кажется, что православная обитель существует здесь испокон веков. На самом деле лишь одна из часовен насчитывает больше столетия, а сам монастырь заложен каких-то 15 лет назад. Монастырь расположен на высоте 1,3 тысячи метра над уровнем моря. Во Владикавказе мне говорили, что в этом монастыре заваривают очень полезный чай, за целебными травами которого забираются на самую высокую гору. А бывалые монахи учат новичков, какие травы собирать и в какое время. Монахи сутками ходят по горным склонам в поисках нужных растений.
Я рассказала всего лишь о нескольких местах для посещения, на самом деле Северная Осетия интересна вся!