Развяжем ли мы гордиев узел?
Современное общество, если рассматривать его в глобальном срезе, представляется атомизированным (разобщенным), как никогда, в истории человечества. Скорее всего, это обусловлено независимостью почти каждого из нас на бытовом уровне: финансово и материально человек неплохо обеспечен, по крайней мере с голоду не умирает. В духовном, информационном или просветительском плане тоже свободен, ибо есть интернет, социальные сети, смартфоны и другие электронные устройства, способные удовлетворить любые его запросы.
Для того чтобы узнать о происходящем в стране и за рубежом, обывателю нет необходимости наводить справки у соседа-грамотея, который кипами читает газеты. Источник информации, источник развлечений, хлеб насущный – все буквально под рукой. Соответственно, из-за такого положения вещей гораздо реже возникают межличностные контакты и в разы меньше точек соприкосновений, общих дел, коллективных интересов.
Такая форма общественной организации, как община, являвшаяся испокон веков традиционной в том числе для Дагестана (джамааты), давно ушла от нас и стала анахронизмом, несмотря на сохранение в сельской местности некоторых элементов общинной кооперации. В основном это касается коллективных мероприятий или сезонных тяжелых работ, требующих множества рабочих рук, главным образом в хозяйственной жизни. Город, как гигантский магнит, притягивает к себе жителей гор своими удобствами и комфортабельностью.
Весь драматизм ситуации в том, что этот процесс еще не прекратился. Массовый отток людей в города и на равнинные земли продолжается, а обратной динамики (то, что принято называть дезурбанизацией) мы не наблюдаем.
Дагестан – это кладезь, из которого многие великие деятели науки и искусства черпали вдохновение, творческую энергию, сюжеты для своих произведений и неиссякаемую жизненную силу.
Этническая группа, теряющая собственный язык, обречена на культурное поглощение со стороны народов, имеющих и свой язык, и свою культуру
Существует еще одна проблема, по поводу которой энтузиасты и просто неравнодушные люди давно бьют в набат, но в решении которой мы не продвинулись ни на йоту. Это угроза исчезновения национальных языков. Наоборот, чем дальше, тем неутешительнее выглядит картина. Почему так? Потому что прямым следствием запустения сельской местности явилось уменьшение числа представителей молодежи, говорящих на своем родном языке.
Если в далеком прошлом в Дагестане имели место затруднения, связанные с непониманием между носителями различных языков (затруднения, которые преодолевались путем дополнительного изучения арабского и, как правило, кумыкского языков), то сегодня многих беспокоит угроза постепенного «вымирания» национальных языков.
Язык – это основа любого этноса. Именно язык определяет индивидуальность каждого народа, уникальную и столь не похожую на остальных. Без языка немыслимо национальное самосознание, и этническая группа, которая потеряет собственный язык, будет обречена на культурное поглощение со стороны народов, имеющих и свой язык, и свою культуру.
О важности сохранения национальных языков говорят много и по-разному. Существенную роль, по мнению некоторых, играют национальные печатные издания, которые нужно щедро финансировать и всячески поддерживать. Одним из путей решения этой архисложной проблемы видят в развитии СМИ на дагестанских языках.
На поверхностный взгляд такая точка зрения кажется убедительной и правильной. Мало интересуются печатной продукцией, выходящей на национальных языках, значит, мало заботит и судьба языков. Неутешительно обстоит дело и с преподаванием родного языка в школах.
Однако стоит заглянуть в корень проблемы, как мы тотчас увидим прямую и неразрывную взаимосвязь между исподволь идущей деградацией аулов и резким обострением языкового вопроса. Бороться надо не с последствиями, а с глубинными причинами, которые и послужили своеобразным детонатором кризиса местных национальных СМИ. Можно, конечно, усиленно финансировать печатные органы, издавать большими тиражами книги на языках Дагестана и пустить в ход еще какие-то полумеры. Но этого недостаточно, более того – малоэффективно. Гранты – как мертвому припарки для национальных СМИ, если не учитываются основные причины утраты «престижа» и сознательного отношения нового поколения к родным языкам.
На самом ли деле многие, кто публично сокрушается о новоявленной угрозе исчезновения языков, желают как следует вникнуть в суть этой проблемы? Не легче ли просто будировать эту тему, говоря красиво и обнадеживая таким заступничеством неравнодушную часть общества? Между тем почти полностью выбита из-под ног родная почва, на которой крепко стояли в прошлом столетии национальные языки. В первую голову это сельский социальный и хозяйственный уклад, где все сферы жизни были взаимосвязаны, а родной язык выступал в роли инструмента общения и взаимодействия, первейшей необходимостью в повседневной жизни.
От того, насколько эффективно мы справимся с имеющимися вызовами, пожалуй, будет зависеть судьба национальных языков. И не только. Отсюда ещё станет ясно, удастся ли нам сохранить уникальную национальную идентичность Дагестана, развязать гордиев узел хозяйственных проблем и сумеем ли мы решить перенаселенность и урбанизированность городской среды.