Водителей НЕ штрафуют за мелкие нарушения
Инспекторы ГИБДД, начиная с весны 2022 года, получили дополнительное основание не штрафовать водителей за мелкие нарушения ПДД. По словам юристов, право ограничиться устным предупреждением с точки зрения законодательства у сотрудников ГИБДД было всегда. Autonews стал разбираться, как работает такая возможность и в каких случаях автомобилиста могут освободить от штрафа.
«Основная деятельность Госавтоинспекции будет сосредоточена на предупреждении и пресечении не относящихся к категории малозначительных правонарушений в области дорожного движения, непосредственно способствующих совершению ДТП», — сообщили в МВД России.
На такой шаг по отказу от фиксации небольших и не влияющих на безопасность нарушений в «ручном режиме» в ведомстве пошли, чтобы снизить риски социальной напряженности. Рекомендации не носят нормативный характер. То есть сослаться на конкретные нормы закона при общении с инспектором у водителя не получится.
При оформлении мелких нарушений инспектор тратит драгоценное время, которого может не хватить на выявление и фиксацию более грубых нарушений. Но большинство водителей и до этого указания сталкивались с инспекторами, которые ограничивались замечанием за незначительные нарушения. И, как и ранее, решение о том, оформлять ли нарушение, инспектор будет принимать как от опасности действий водителя, так и от коммуникации автомобилиста с инспектором.
К примеру, если не пристегнутый ремнем безопасности водитель признает свою ошибку, извинится и пристегнется, а не начнет требовать объяснить причину остановки, вероятность получить замечание от инспектора вместо штрафа будет больше. И, конечно же, нельзя рассчитывать на то, что инспектор «простит» выезд на встречную полосу или проезд на красный сигнал светофора.
В такой ситуации, когда нарушение небольшое, можно и мягко напомнить инспектору о законной возможности, попросив применить именно устное замечание. Статья 2.9 КоАП позволяет инспектору на законных основаниях ограничиться устным замечанием. Грязные номера залепило снегом, водитель свет забыл включить, забыл продлить полис ОСАГО, когда текущий истек пару дней назад, или оставил права дома –
в таких случаях достаточно профилактической беседы. При этом инспектор уже может на месте оценить ситуацию и принять соответствующее решение.
Такое указание со стороны МВД полезно и самим сотрудникам ГИБДД, которые иногда и рады провести профилактическую беседу с водителем и отпустить его. Но надзорные ведомства, которые контролируют ГИБДД, не всегда приветствуют такие решения. Например, инспектора могут наказать за то, что он незаконно освободил водителя от административной ответственности. Водитель ничем не рискует, если обратит внимание инспектора на возможность ограничиться предупреждением в процессе беседы. Но делать это нужно правильно.
«Можно сказать грубо, с вызовом, мол, вам запретили штрафовать. И еще на видео всё демонстративно снимать. А можно сказать вежливо. Признаться, что, да, забыл свет включить или долго ехал по трассе и номера не протер. Устранить проблему на месте, признать ошибку. Или, если водитель, например, запутался в разметке, попросить объяснить, как нужно было правильно проехать и пообещать так больше не делать. В таком случае большинство сотрудников ГИБДД водителя после беседы отпустят. C точки зрения сотрудников ГИБДД им важнее выявить нетрезвого водителя или обнаружить злостного нарушителя, чем тратить время на написание 20 мелких протоколов в течение смены.