Ворота России
Первое упоминание о Кизляре – городе-ветеране российской таможни относится к началу XVII века и содержится в «отписке» терского стрелецкого головы Василия Хохлова в «Актах исторических, собранных и изданных Археографической комиссией». Кизляром назывался северный рукав Терека, на котором стоял «Кизлярский перевоз», именуемый в документах также «Кизлярским караулом».
Перевоз был государевым, при нем находился постоянный караул, охранявший его «от набегов всяких иноземцев и воровских людей и взимавший государеву перевозную и таможенную пошлину». Первое время караул считался «отъезжим», то есть не имел при себе постоянного гарнизона. Сторожевую службу несли стрельцы, посылавшиеся сюда по наряду из Терского города пограничной крепости.
Терская крепость, как пишет в своей «Книге путешествий» турецкий путешественник XVII века Эвлия Челеби, была построена на обширной открытой равнине у оконечности залива, имеющего форму сердца: «Это привлекательная с виду крепость, наполовину застроенная зданиями, вытянутыми в длину, наполовину – башнями из камня, крупный и притом наиболее отдаленный порт на границе Дагестана и королевства Москвы. Все московские купцы сходят здесь с кораблей и направляются в Дагестан, Грузию и Иран.
В этой крепости имеется два капитана. Один из них управляет внутренней частью крепости, другой – внешними посадами. Крепость имеет также порт и пристань. Ее капитаны распоряжаются внушительным войском из десяти тысяч солдат. Здесь имеется сорок судов, похожих на галеры и на русские чайки, есть и крытые тростником фрегаты».
В октябре 1724 года в соответствии с указом Петра I Терский город был упразднен, а все его жители и гарнизон переведены в крепость Святой Крест.
В связи с расширением политических, дипломатических и торговых отношений русского государства со странами Кавказа и Востока в двадцатых годах XVII века роль Кизлярского перевоза значительно возросла. Здесь были возведены первые жилые здания, складские помещения и другие сооружения. Вскоре образовалось и селение, получившее название «Кизлярский городок».
Почти сто лет просуществовал старый Кизляр, пока сильное наводнение не разрушило его. «10 марта 1735 года был подписан с Персией Гянджийский договор, по условиям которого Россия обещала перенести свои границы за Терек, а все русские крепости и поселения, находившиеся по правую сторону Терека, упразднить». В их число попала и крепость Святой крест, нынешний Буденновск. Возникла необходимость в сооружении крепости на новом месте. Решение вопроса было возложено на генерала В.Я. Левашова. Весной 1735 года место под строительство крепости было выбрано, а уже к осени были закончены ее главные сооружения. Городу же еще только предстояло строиться, расти и развиваться.
***
К концу пятидесятых годов XVIII века в Кизляре приступили к строительству здания таможенной конторы. 26 марта 1759 года канцелярия Кизлярского коменданта регистрирует письмо из Астрахани по поводу строительства таможни: «Ваше Превосходительство, государь мой. 1-го числа прошлого месяца Вы сообщили мне, что присланный о постройке план отослан был в Кизляр инженерной команде для построения оной при форпосте, на что от той инженерной команды о построении того дома подана требуемая смета, по которой построение того дома требует несколько лесных припасов материалов, коих в Кизляре нет, и покупное отыскать невозможно. Приказано мной и товары, и деньги на морских судах отправить».
Астраханской губернской канцелярией для Кизляра было закуплено: «лесов трехсаженных 308 штук по 14 рублей. Брусьев четырехсаженных 207 штук по 21 рублю. Всего по цене на 138 рублей 7 копеек. Деньги и стройматериалы велено отправить из Астрахани на отходящем мореходном судне».
В документах 1760 года встречается фамилия командира форпоста, где строилась таможенная контора. Поручик Николай Лащурин в феврале сообщает в крепость: «21 апреля в день рождения Ея Императорского величества благословенной княгини Екатерины Алексеевны работы не производились».
В архиве сохранилась смета выполненных в феврале 1760 года работ. Инженерная команда прапорщика Воробьева была занята и обустройством таможенных маяков (пограничные знаки) вдоль границы России и Дагестана. Об этом свидетельствует «Рапорт на имя Коменданта крепости Алексея Потапова», датированный ноябрем 1765 года, где сказано: «В прошлом году в бытность здесь господина генерал-майора по прошению горцев велено было послать мне из команды моей Терского полка одного знающего для сделания на Горной речке маяков из камыша, ибо кочующие в степи астраханские татары переходят реки и пасут свой скот на пастбищах местных жителей, воруют их скот, травят посевы. Маяки же будут горцам предупреждением, чтобы их не переходить».
В архивах Санкт-Петербурга хранится План пограничной Кизлярской таможни, каковая полагается к выстройке на место ветхой. Сочинен при инженерной команде в Кизляре в 1802 году августа 31 дня. По этому плану таможне в Кизляре полагались следующие помещения: 1. Сени. 2. Караульная. 3. Подьяческая. 4. Присутственная. 5. Архив. 6. Пакгауз для великих товаров. 7. Пакгауз для шелку. 8. Смотровая башня.
Выполнил этот план-проект инженер штабс-капитан Петр Кондратьев.