X
09:26 25.05.2018

Ворота России

Натик Джафаров
Выпуск - 2018 №№ 141-142
114

Первое упоминание о Кизляре – городе-ветеране российской таможни относится к началу XVII века и содержится в «отписке» терского стрелецкого головы Василия Хохлова в «Актах исторических, собранных и изданных Археографической комиссией». Кизляром назывался северный рукав Терека, на котором стоял «Кизлярский перевоз», именуемый в документах также «Кизлярским караулом».

Перевоз был государевым, при нем находился постоянный караул, охранявший его «от набегов всяких иноземцев и воровских людей и взимавший государеву перевозную и таможенную пошлину». Первое время караул считался «отъезжим», то есть не имел при себе постоянного гарнизона. Сторожевую службу несли стрельцы, посылавшиеся сюда по наряду из Терского города пограничной крепости.

Терская крепость, как пишет в своей «Книге путешествий» турецкий путешественник XVII века Эвлия Челеби, была построена на обширной открытой равнине у оконечности залива, имеющего форму сердца: «Это привлекательная с виду крепость, наполовину застроенная зданиями, вытянутыми в длину, наполовину – башнями из камня, крупный и притом наиболее отдаленный порт на границе Дагестана и королевства Москвы. Все московские купцы сходят здесь с кораблей и направляются в Дагестан, Грузию и Иран.

В этой крепости имеется два капитана. Один из них управляет внутренней частью крепости, другой – внешними посадами. Крепость имеет также порт и пристань. Ее капитаны распоряжаются внушительным войском из десяти тысяч солдат. Здесь имеется сорок судов, похожих на галеры и на русские чайки, есть и крытые тростником фрегаты».

В октябре 1724 года в соответствии с указом Петра I Терский город был упразднен, а все его жители и гарнизон переведены в крепость Святой Крест.

В связи с расширением политических, дипломатических и торговых отношений русского государства со странами Кавказа и Востока в двадцатых годах XVII века роль Кизлярского перевоза значительно возросла. Здесь были возведены первые жилые здания, складские помещения и другие сооружения. Вскоре образовалось и селение, получившее название «Кизлярский городок».

Почти сто лет просуществовал старый Кизляр, пока сильное наводнение не разрушило его. «10 марта 1735 года был подписан с Персией Гянджийский договор, по условиям которого Россия обещала перенести свои границы за Терек, а все русские крепости и поселения, находившиеся по правую сторону Терека, упразднить». В их число попала и крепость Святой крест, нынешний Буденновск. Возникла необходимость в сооружении крепости на новом месте. Решение вопроса было возложено на генерала В.Я. Левашова. Весной 1735 года место под строительство крепости было выбрано, а уже к осени были закончены ее главные сооружения. Городу же еще только предстояло строиться, расти и развиваться.

***

К концу пятидесятых годов XVIII века в Кизляре приступили к строительству здания таможенной конторы. 26 марта 1759 года канцелярия Кизлярского коменданта регистрирует письмо из Астрахани по поводу строительства таможни: «Ваше Превосходительство, государь мой. 1-го числа прошлого месяца Вы сообщили мне, что присланный о постройке план отослан был в Кизляр инженерной команде для построения оной при форпосте, на что от той инженерной команды о построении того дома подана требуемая смета, по которой построение того дома требует несколько лесных припасов материалов, коих в Кизляре нет, и покупное отыскать невозможно. Приказано мной и товары, и деньги на морских судах отправить».

Астраханской губернской канцелярией для Кизляра было закуплено: «лесов трехсаженных 308 штук по 14 рублей. Брусьев четырехсаженных 207 штук по 21 рублю. Всего по цене на 138 рублей 7 копеек. Деньги и стройматериалы велено отправить из Астрахани на отходящем мореходном судне».

В документах 1760 года встречается фамилия командира форпоста, где строилась таможенная контора. Поручик Николай Лащурин в феврале сообщает в крепость: «21 апреля в день рождения Ея Императорского величества благословенной княгини Екатерины Алексеевны работы не производились».

В архиве сохранилась смета выполненных в феврале 1760 года работ. Инженерная команда прапорщика Воробьева была занята и обустройством таможенных маяков (пограничные знаки) вдоль границы России и Дагестана. Об этом свидетельствует «Рапорт на имя Коменданта крепости Алексея Потапова», датированный ноябрем 1765 года, где сказано: «В прошлом году в бытность здесь господина генерал-майора по прошению горцев велено было послать мне из команды моей Терского полка одного знающего для сделания на Горной речке маяков из камыша, ибо кочующие в степи астраханские татары переходят реки и пасут свой скот на пастбищах местных жителей, воруют их скот, травят посевы. Маяки же будут горцам предупреждением, чтобы их не переходить».

В архивах Санкт-Петербурга хранится План пограничной Кизлярской таможни, каковая полагается к выстройке на место ветхой. Сочинен при инженерной команде в Кизляре в 1802 году августа 31 дня. По этому плану таможне в Кизляре полагались следующие помещения: 1. Сени. 2. Караульная. 3. Подьяческая. 4. Присутственная. 5. Архив. 6. Пакгауз для великих товаров. 7. Пакгауз для шелку. 8. Смотровая башня.

Выполнил этот план-проект инженер штабс-капитан Петр Кондратьев.

Похожие

На страже экономической безопасности

54
Роль таможенной службы в обеспечении...

На откуп не отдавать!

22
Началом профессиональной таможенной деятельности на территории Дагестана считается 15...

Главный геополитический форпост России

27
Сегодня в Дагестане, находящемся на пересечении...

Задачи, поставленные перед дагестанской таможней, решены

38
Задачи, поставленные перед дагестанской таможней, в 2023 году успешно выполнены, хотя сотрудники...

Возможности расширились

291
Как уже сообщала «Дагестанская правда», ранее на заседании штаба по транспортно-логистическим коридорам под руководством первого вице-премьера России Андрея...

Таможня: справились успешно

536
Минувший год выдался богатым на достижения в различных сферах экономики Дагестана. Был...

Когда таможня даёт добро

429
Главная задача таможни Дагестана в новых условиях – обеспечение наиболее удобного и...

Граница морская, воздушная и сухопутная

305
Государственная граница нашей страны – самая...

Статьи из «Общество»

Сквер памяти журналистов

6
В Махачкале появилась новая благоустроенная общественная территория – обновленный сквер...

Вменяемых водителей всё меньше

35
В последнее время мне чаще обычного приходится садиться за...

Уголовно наказуемо

3
Газ – это ресурс, представленный источником высокой опасности, поэтому все действия, выполняемые с разным газовым оборудованием, должны совершаться...

Первый лётчик Страны гор

22
Магомед-Садык Магомедович Исаев был первым дагестанцем, который сел за штурвал самолета. В...

Опасная реабилитация

11
Смерть пациента реабилитационного центра вызвала резонанс в обществе и заставила в...

Высвечивая Не подлежит забвениювремя

63
Декабрь Бейбутов (на снимке) – дагестанский...

Следы Кавказской Албании

14
В Академии «Каспий» прошел семинар, посвященный Кавказской Албании – одному из самых...

Каспий: кто и что убивает тюленей

47
В последние годы мы сталкиваемся с фактами массовой...

Однажды на телестудии

11
Итак, за неделю до Нового года звонит моя невестка и спрашивает: «Не могли бы вы, отец,...

Налог на «железного коня»

7
Вопреки укоренившемуся мнению, автомобиль сегодня не только средство передвижения, но и становится роскошью, облачившись в ценник свыше 10 миллионов рублей. И...

ВАЗ заимел технологический суверенитет?

5
Нетрудно представить себе временной отрезок в 25 секунд. Это меньше полминуты. Что можно сделать за такое короткое время?...