Воздушная гавань республики
Старейшее авиапредприятие Дагестанского авиационного узла – аэропорт Махачкалы – было образовано 3 февраля 1927 года как «воздушная станция» на трассе Москва – Харьков – Ростов – Тифлис. С каждым годом его роль как опорного аэродрома возрастала. За образцовую работу и успешное выполнение народно-хозяйственных задач 15 августа 1966 г. Махачкалинский объединенный авиаотряд был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
С мая 1971 года в аэропорту начали эксплуатироваться турбовинтовые самолеты Ан-24, и Махачкала получила прямое авиасообщение с Москвой, Сталинградом, Ростовом, Минеральными Водами, Куйбышевым, Саратовом, Киевом, Шевченко, Ташкентом, Ашхабадом, Симферополем, Сочи, Одессой, Баку, Краснодаром, Минском, Донецком, Харьковом, Днепропетровском, Пензой и другими городами СССР. А уже через 2 года стали выполняться пассажирские рейсы по маршруту Махачкала – Москва на самолетах Ту-134.
С 1971 года в аэропорту эксплуатировались также вертолеты Ми-8, это во многом было обусловлено тем, что в условиях гористой местности невозможно обойтись без вертолетного парка. В 1985-1986 годах полностью реконструировали и удлинили взлетно-посадочную полосу аэропорта, что позволило увеличить объем пассажирских перевозок за счет приема, обслуживания и выпуска современных магистральных самолетов.
В период проведения антитеррористической операции на Северном Кавказе в 1999 году аэропорт ежедневно принимал до 70 тяжелогрузных военных самолетов Ил-76 и Ан-22, при этом не прекращая обслуживание пассажирских рейсов. И коллектив аэропорта справился с этой нелегкой задачей на «отлично». Но такая интенсивная эксплуатация аэродрома нанесла вред несущему покрытию ИВПП и перрона и потребовала новых инвестиций для реконструкции. Завершилась она в 2014 году, были реконструированы взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки и перрон, инженерные сети, построен участок патрульной автодороги, новый контрольно-пропускной пункт, очистные сооружения, трансформаторная подстанция, установлено светосигнальное оборудование с обоих направлений посадки. В результате аэропорт увеличил поток приема и выпуска воздушных судов, что в комплексе с модернизацией средств РТОП, имеющимися на балансе Прикаспийского центра ОВД, позволило принимать еще больший поток авиапассажиров.
Ныне аэропорт обслуживает внутренние и международные авиаперевозки. Общая пропускная способность аэровокзала 260 чел./час, а совсем недавно начато строительство нового международного терминала, который будет иметь площадь более 8 тыс. кв. м и пропускную способность 190
чел./час. Расширяется география полетов, вводятся новые авиарейсы. В настоящее время проводятся работы по модернизации, реконструкции и техническому перевооружению основных производственных фондов наземной инфраструктуры, и аэропорт «Махачкала» имени дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана получит новое развитие.