Всё зависит от фантазии
Погода в этот день была ветреная. Несмотря на это, Марат (на снимке) первым делом принялся восстанавливать обрушившуюся стенку одной из пирамидок.
– Осторожно, камни иногда падают, – предупреждают меня.
Ну, как говорится, предупрежден – значит вооружен!
– Я не один такой, – говорит мой собеседник. – Посмотрите в интернете, нас много. Есть любители устанавливать камни таким способом и в России, и за рубежом. Они подбирают и укладывают их друг на друга на земле, посреди водной глади речек, около берега моря, делая всякие фигурки из камней разной конфигурации.
Пришёл домой и стал гуглить. Это увлечение/умение имеет даже свое название – балансировка камней. Использование клея, тросов, подпорок, иных фиксирующих материалов и средств при этом не допускается.
Информация из открытых источников:
«За несколько лет строительство пирамидок из балансирующих камней превратилось в своего рода терапевтический ритуал, основанный на принципах медитации. Последователи его считают, что древние камни с помощью гравитационных потоков складываются в поэтический танец формы и энергии, становясь отражением нас самих в жизненном пути. Хрупкий и таинственный баланс призывает к диалогу между камнями, окружающей средой и собственным творческим началом».
Не спешите крутить пальцем у виска. Дальше еще интереснее: «Ежегодно в Ллано (штат Техас, США) проводится чемпионат мира по балансировке камней. Как игра практикуется и в некоторых частях Непала».
И последнее:
«Идеология балансировки подразумевает невторжение в природу; так, известный художник-эколог Лила Хиггинс защищает рок-балансировку, полагая её совместимой с принципом «не оставлять следов», если камни используются без ущерба для дикой природы и затем возвращаются на свои исходные места. Тем не менее перемещение камней подпадает под запрет в национальных парках».
Древние камни с помощью гравитационных потоков складываются в поэтический танец формы и энергии, становясь отражением нас самих в жизненном пути
Весьма необычное направление в современном искусстве, согласитесь. Но вернемся на каспийское побережье.
Мы с Маратом находимся на территории городского пляжа. Вернее, в самой безлюдной его части. Он по жизни человек увлекающийся, творческий. Всегда любил делать что-то своими руками.
У нас, дагестанцев, как бывает: затеяли, казалось бы, небольшой ремонт в доме, а потом выясняется, что и розетку надо перенести, и ламинат перестелить, и потолок освежить… Стройматериал с каждым днем дорожает, работа мастеров тоже недешевая. Вот и приходится лично во всё вникать.
– В 2020 году я ездил в Кисловодск. Во время прогулки по Курортному бульвару, посередине которого течёт река Ольховка, можно встретить многочисленные каменные композиции в ее русле. Как и все отдыхающие, я наблюдал за завораживающим действом и ловкими движениями рок-балансировщика, восхищался его работой. Позже узнал, что автор инсталляций – местный житель Виталий Сапожников (он называет себя Гравиталик). И, приехав домой в Махачкалу, я и сам захотел попробовать. Каждое утро приходил на море и после небольшой зарядки брался за камушки. Начинал с маленьких, а набравшись опыта, перешёл к сооружению пирамидок и композиций из более крупных. Мой дедушка по отцу вместе со своими братьями в селении Кума Лакского района обтёсывал камни вручную и укладывал из них ступени по всему аулу. Строили они арочные родники и водоводы. Наверное, тяга к этому материалу передалась мне на генетическом уровне, – делится мастер.
Марат использует в основном бутовый камень (тот, что применяется при строительстве заборов и фундаментов), стало быть, самых разных форм и размеров. Иногда попадаются и гладкие речные.
Признаётся, что погружение в процесс балансировки успокаивает, отвлекает от будничных дел, забот. Собирать предпочитает объемные фигуры. У одних они ассоциируются с животными, у других с людьми. Кто-то видит корабли, замки… Тут всё зависит от фантазии. Да, и зависит ещё от того, под каким углом смотреть.
Среди пирамид выделяется (прежде всего своей монументальностью) крепость с бойницами. Правда, очень красиво? Почему столько отверстий? Сделал он это сознательно, с целью уменьшить парусность.
Построить тонкую, изящную скульптуру в холодную погоду или при сильном ветре не получится. А ветры у нас бывают почти через день.
– Не проще ли пользоваться клеем? – переспрашивает Марат. – Может, оно и так, конечно. Однако суть балансировки ведь заключается в том, чтобы сохранить конструкцию в равновесии, и единственным связующим звеном должна быть гравитация. Никаких «инструментов» не допускается. В первую очередь это интересный способ расслабиться и снять напряжение. Со временем ты начинаешь чувствовать камни.
Ещё одна грань таланта нашего героя – умение запечатлеть момент времени и рассказать историю с помощью изображений: с фотоаппаратом он дружит давно. Снимками охотно делится с друзьями и знакомыми. Отдыхающие тоже фотографируют на телефоны его фигурки, отправляют своим близким. И таким образом изображения с пирамидками разлетаются по всей стране! Его страсть также и пейзажная съемка. Любит Марат снимать наши горы, море, реки, окрестности Махачкалы…