Высшая ценность – человек, его права и свободы
Заметным событием в общественно-политической жизни российского общества является 25-летие со дня принятия действующей Конституции Российской Федерации. Безусловно, диалектика каждой конституционной реформы имеет свои предпосылки и закономерности развития. Не явилась исключением и Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года путем всенародного референдума.
Предпосылкой конституционной реформы явились распад бывшего СССР, образование нового суверенного государства – Российской Федерации. В новом Основном Законе следовало закрепить только формирующиеся, постепенно складывающиеся общественно-политические, экономические, идеологические реалии и парадигмы, во многом основанные на иных, чем это имело место прежде, представлениях и оценках.
Будем справедливы: и процедура принятия Конституции Российской Федерации 1993 года, и особенно ее содержание при ином раскладе политических сил при более благоприятной экономической ситуации в стране могли бы быть более совершенными, более демократичными и справедливыми. Очевидно, в известной мере этим можно объяснить тот факт, что чуть ли не с момента принятия Основного Закона и по сей день не прекращаются призывы некоторых ученых-конституционалистов и политиков к проведению радикальных конституционных реформ. Однако им следует напомнить, что погоня за «идеальной» конституцией, как правило, ни к чему не приводит.
Представляется, что идеальна та конституция, в которую с учетом научного обобщения и осмысления практики применения конституционно-правовых норм, потребностей общества в целом, а не отдельных его институтов своевременно вносятся точечные изменения, обусловленные соответствующим уровнем развития гражданского общества, политических и государственных институтов, направленные на их дальнейшее совершенствование и развитие, в том числе и в первую очередь – на всестороннее совершенствование и развитие самого человека как центральной фигуры и основной цели всех преобразований.
Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила формационные изменения в жизни нашего общества, по существу связанные с трансформацией основ конституционного строя Российской Федерации и соответственно оказывающие серьезное и существенное влияние на все стороны нашего бытия. Она заложила правовой фундамент к переводу экономики с рельсов планового администрирования к рыночным отношениям. Впервые было закреплено не господство общественной и государственной собственности, а равенство всех форм собственности, включая и частную собственность. В качестве основного приоритета государства, его высшей ценности признаны сам человек, его права и свободы. При этом обязанностью государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.
Принципиально важным и новым для российской действительности явилось закрепление принципа разделения властей, что означает осуществление государственной власти в Российской Федерации на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Признана самостоятельность всех ветвей власти.
Вместе с тем из содержания текста Конституции 1993 года можно сделать вывод о том, что ее «проектировщики» не отличались особой скромностью. Иначе как объяснить тот факт, что уже в начале 90-х годов прошлого века, известных в новейшей отечественной истории как «лихие 90-е годы» – период безвластья и беспредела, Россия была признана правовым и социальным государством. Четкость, определенность и однозначность правовых формулировок, к чему постоянно и справедливо в своих решениях призывает Конституционный Суд Российской Федерации, полагаю, в первую очередь должны быть присущи конституционным положениям, поскольку с ними сверяют верность и справедливость своих норм подавляющее большинство источников российского права.
По всей видимости, более приемлемой и адекватно отражающей нашу действительность была бы констатация формирования в Российской Федерации правового, социального государства.
Именно в этом контексте и следует толковать конституционный принцип правового, социального государства. Иное его истолкование, особенно в нынешних условиях, когда правительство прибегает к непопулярным мерам проведения социальной политики, связанным с введением новых налогов, очередным повышением тарифов на услуги по ЖКХ, повышением ставки НДС, увеличением пенсионного возраста и т.д., противоречило бы сути проводимой социальной политики.
Презюмируя вынужденность и полагая (хотя и не без сомнений) временный характер этих мер, все же не покидает ощущение того, что более глубоким противоречием современной социальной политики, вызывающим обостренное чувство несправедливости и даже некую неприязнь к скоропалительно новоявленным миллиардерам, является диспропорция так называемого децильного коэффициента – соотношение доходов между 10% наиболее богатых граждан страны к такому же количеству бедных.
О наличии колоссальной диспропорции в этой области может свидетельствовать свежий пример, который опубликован Андреем Полуниным в интернет-издании «Свободная пресса» от 7 декабря. Процитирую его: «8 ноября в Госдуме в ходе обсуждения правительственного законопроекта, который заморозил ежегодное повышение пенсий военным пенсионерам, прозвучали такие цифры: 36 высших чиновников России по итогам 2017 года получили 11 миллиардов 152 миллиона рублей. И это выплаты всего за один год и всего 36 согражданам». (https://svpressa.ru/auto/article/218195/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com).
Конечно, 36 граждан страны – это далеко не 10% наиболее богатых граждан России, но и этого, думается, достаточно, чтобы представить масштабы и глубину имущественного расслоения общества, которые никак не вяжутся с проведением политики социального государства, с тезисом «о равных возможностях для равных людей».
Однако, обозначив острую проблему, не стоит винить в этом российскую Конституцию. Она лишь констатирует, что политика социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Механизм же создания этих условий во многом зависит от текущего законодательства и приводится в действие органами исполнительной власти и администрациями муниципалитетов.
От того, насколько это законодательство отвечает конституционным требованиям, соответствует им и какова степень адекватности деятельности исполнительных органов, местной администрации в решении тех задач, которые поставлены перед ними, во многом зависят внешний облик и внутренняя суть проводимой социальной политики. При несогласии определенных политических сил с принятыми решениями, которые, по их мнению, не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации, существует конституционно предусмотренный механизм их разрешения. Во всех цивилизованных государствах им является отправление правосудия. В данном случае – конституционного правосудия.
Отрадно отметить, что в соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации образован и эффективно действует государственный орган, приводящий указанный механизм разрешения конституционных споров в действие. Им является Конституционный Суд Российской Федерации, как и конституционные (уставные) суды, созданные в некоторых субъектах Российской Федерации. Чем обусловлено их создание? Думается, решающее влияние на это оказали такие факторы, как осознание необходимости осуществлять государственную власть на основе принципа разделения властей. Острая потребность в укреплении конституционного строя и конституционной (единой) законности на всей территории Российской Федерации на основе верховенства Конституции Российской Федерации, что составляет основное содержание и главное направление деятельности органов конституционной юстиции. Наконец, трансформация самих конституций из политико-правовых документов, имеющих главным образом идеолого-декларативное значение, в законодательные акты прямого действия.
Одним из примеров действия обозначенного механизма разрешения острого спора между политическими партиями может послужить решение Конституционного Суда Российской Федерации по поводу конституционности повышения пенсионного возраста на работающих ко времени принятия соответствующего закона граждан, которое недавно инициировано группой депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представляющих в ней оппозиционные политические партии.
В заключение хотелось бы обратить внимание на одно важное обстоятельство. В мировой конституционной практике давно уже применяется доктрина «живой Конституции». Как справедливо отмечает Председатель Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькин, она дает возможность, не искажая сути правового смысла, содержащегося в тексте Конституции Российской Федерации, выявлять его актуальное значение применительно к современным социально-правовым реалиям. В этой связи полагаю, что всем нам необходимо стремиться глубже познать правовой потенциал нашего Основного Закона и руководствоваться в нашей повседневной жизни его принципами и нормами.