Зооморфный код
Предки оставили для нас послание на скалах. Странные изображения ставят в тупик даже именитых ученых. Спирали, лабиринты, черточки, штрихи, животные – что это? Портал в потусторонний мир? Но зачем, что мы должны знать?
Все имело значение, все несло в себе смысл, который сегодня остается тайным. Некоторые по сей день наносят на стены домов подобные изображения: если предки верили, может, и нам надо? Мы узнали, кого путали лабиринты, чего боялись и что отправляли с покойником в иной мир древние дагестанцы.
Язычество, зороастризм, христианство, иудаизм, ислам оставили на территории Дагестана множество памятников духовной и материальной культуры, которые представляют собой историческую ценность и привлекают внимание ученых. Выдающийся историк и этнограф Л. И. Лавров писал: «Верховья р.Самур, где проживают рутульцы, являются самым богатым на Кавказе районом распространения надписей, сделанных на арабском языке старым, так называемым куфическим шрифтом, который вышел из употребления в XIII в. Они представляют собой эпитафии, религиозные изречения, строительные надписи…».
Рисунки на них разнообразны в стилистическом, орнаментальном, техническом отношении, они выполняли не столько декоративную функцию, сколько магически-охранную и включались в кладку как жилых домов, так и зданий общественного назначения — мечетей, минаретов, боевых башен. В основном изображали лабиринты, шестиконечные звезды, сложные переплетения кругов, спирали, образующие меандр, внутри которых прямые и косые кресты, четырех- и восьмилепестковые розетки, заключенные в солнечный круг, свастика с загнутыми концами рядом с арабскими буквами…
– Языческие верования дагестанцев господствовали довольно значительный период времени, предшествовавший распространению христианства и ислама. Но и после принятия монотеистических религий прежние религиозные формы проявляли известную устойчивость и продолжали сохраняться в виде пережитков в культуре и быту дагестанцев. Этот феномен можно объяснить тем, что ко времени принятия монотеистических религий у народов Дагестана сложились довольно развитые формы религиозного и общественного сознания, которые проявлялись, например, в наскальной живописи, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, фольклоре, обрядовой культуре, разработанности норм обычного права, этикета и т.д. Немалую роль в консервации языческих верований сыграли патриархально-родовой уклад дагестанцев, особенности психологии и менталитета. К тому же на первом этапе распространения ислама в Дагестане (середина VII – X вв.) он, вероятно, был дагестанцами воспринят поверхностно, – рассказывает ученый-этнограф, доктор исторических наук Руслан Сефербеков (на снимке).
В дальнейшем языческие верования приспособились к идеологии и культуре ислама, органически вплелись в него, образовав так называемый «традиционный», «бытовой» или «народный ислам».
Следует отметить, что практически все дошедшие до нашего времени календарные, аграрные, общественно-бытовые (за исключением Уразы-байрам и Курбан-байрам) и семейно-бытовые (исключая похоронный обряд, где мусульманские религиозные каноны доминируют, а также оформление брака и развода по шариату) праздники, обряды и обычаи, включая этикетные нормы и обычное право (адат), уходят своими корнями в период господства язычества в Дагестане, отмечает ученый.
Зооморфные статуэтки могли быть дарами, жертвами. Их приносили в культовое место и просили у «божества» милости. Эти же изображения, если являлись тотемами, могли быть и объектами поклонения (тотем – существо, предмет или явление, чаще всего животные или растения, являющиеся объектом почитания или культа группы людей, считающих его своим покровителем и верящих в общее происхождение и кровную близость с ним…). А нахождение фигурок в могильниках может быть свидетельством представлений о переселении душ после смерти в иной мир. Фигурка должна была в этом помочь и очень пригодиться на том свете, например, лошадь — для передвижения. Лошадям приписывали свойства проводников в царство мертвых, связи с водной стихией, однако чаще всего конь олицетворял солнце.
Что касается семантики конкретных групп животных, нашедших подтверждение в этнографии, фольклоре и мифологии древних дагестанцев, этнографы выдвигают разные версии. Например, олень – персонаж охотничьих мифов, вполне мог быть тотетом или символом охоты. Тотем ни в коем случае нельзя было убивать, это считалось большим грехом. Козлов могли вовлекать в обряды, связанные с плодородием. Баран олицетворял достаток и благополучие. Бык символизировал стихии «нижнего мира» («жители «нижнего мира» — полулюди-полудемоны). Бычьи рога стали атрибутом мужских персонажей, имеющих власть.
Дагестан является одним из крупных очагов петрографики на Кавказе, самые ранние образцы которых относятся к 8-6 тыс. до н.э. Различные бытовые сцены, знаки, символы служили оберегом. Их высекали с надеждой на помощь высших сил, для успеха, здоровья, а взгляд, упавший на изображение, уже не имел сил, глазливый человек считался обезвреженным. Все, что нам сегодня кажется невероятным и немного наивным, многие столетия оставалось истиной.