Купить PDF-версию
17:14 | 09 октября, Чт
X
08:18 07.02.2020

Зооморфный код

Предки оставили для нас послание на скалах. Странные изображения ставят в тупик даже именитых ученых. Спирали, лабиринты, черточки, штрихи, животные – что это? Портал в потусторонний мир? Но зачем, что мы должны знать?

Все имело значение, все несло в себе смысл, который сегодня остается тайным. Некоторые по сей день наносят на стены домов подобные изображения: если предки верили, может, и нам надо? Мы узнали, кого путали лабиринты, чего боялись и что отправляли с покойником в иной мир древние дагестанцы.

Язычество, зороастризм, христианство, иудаизм, ислам оставили на территории Дагестана множество памятников духовной и материальной культуры, которые представляют собой историческую ценность и привлекают внимание ученых. Выдающийся историк и этнограф Л. И. Лавров писал: «Верховья р.Самур, где проживают рутульцы, являются самым богатым на Кавказе районом распространения надписей, сделанных на арабском языке старым, так называемым куфическим шрифтом, который вышел из употребления в XIII в. Они представляют собой эпитафии, религиозные изречения, строительные надписи…».

Рисунки на них разнообразны в стилистическом, орнаментальном, техническом отношении, они выполняли не столько декоративную функцию, сколько магически-охранную и включались в кладку как жилых домов, так и зданий общественного назначения — мечетей, минаретов, боевых башен. В основном изображали лабиринты, шестиконечные звезды, сложные переплетения кругов, спирали, образующие меандр, внутри которых прямые и косые кресты, четырех- и восьмилепестковые розетки, заключенные в солнечный круг, свастика с загнутыми концами рядом с арабскими буквами…

– Языческие верования дагестанцев господствовали довольно значительный период времени, предшествовавший распространению христианства и ислама. Но и после принятия монотеистических религий прежние религиозные формы проявляли известную устойчивость и продолжали сохраняться в виде пережитков в культуре и быту дагестанцев. Этот феномен можно объяснить тем, что ко времени принятия монотеистических религий у народов Дагестана сложились довольно развитые формы религиозного и общественного сознания, которые проявлялись, например, в наскальной живописи, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, фольклоре, обрядовой культуре, разработанности норм обычного права, этикета и т.д. Немалую роль в консервации языческих верований сыграли патриархально-родовой уклад дагестанцев, особенности психологии и менталитета. К тому же на первом этапе распространения ислама в Дагестане (середина VII – X вв.) он, вероятно, был дагестанцами воспринят поверхностно, – рассказывает ученый-этнограф, доктор исторических наук Руслан Сефербеков (на снимке).

В дальнейшем языческие верования приспособились к идеологии и культуре ислама, органически вплелись в него, образовав так называемый «традиционный», «бытовой» или «народный ислам».

Следует отметить, что практически все дошедшие до нашего времени календарные, аграрные, общественно-бытовые (за исключением Уразы-байрам и Курбан-байрам) и семейно-бытовые (исключая похоронный обряд, где мусульманские религиозные каноны доминируют, а также оформление брака и развода по шариату) праздники, обряды и обычаи, включая этикетные нормы и обычное право (адат), уходят своими корнями в период господства язычества в Дагестане, отмечает ученый.

Зооморфные статуэтки могли быть дарами, жертвами. Их приносили в культовое место и просили у «божества» милости. Эти же изображения, если являлись тотемами, могли быть и объектами поклонения (тотем – существо, предмет или явление, чаще всего животные или растения, являющиеся объектом почитания или культа группы людей, считающих его своим покровителем и верящих в общее происхождение и кровную близость с ним…). А нахождение фигурок в могильниках может быть свидетельством представлений о переселении душ после смерти в иной мир. Фигурка должна была в этом помочь и очень пригодиться на том свете, например, лошадь — для передвижения. Лошадям приписывали свойства проводников в царство мертвых, связи с водной стихией, однако чаще всего конь олицетворял солнце.

Что касается семантики конкретных групп животных, нашедших подтверждение в этнографии, фольклоре и мифологии древних дагестанцев, этнографы выдвигают разные версии. Например, олень – персонаж охотничьих мифов, вполне мог быть тотетом или символом охоты. Тотем ни в коем случае нельзя было убивать, это считалось большим грехом. Козлов могли вовлекать в обряды, связанные с плодородием. Баран олицетворял достаток и благополучие. Бык символизировал стихии «нижнего мира» («жители «нижнего мира» — полулюди-полудемоны). Бычьи рога стали атрибутом мужских персонажей, имеющих власть.

Дагестан является одним из крупных очагов петрографики на Кавказе, самые ранние образцы которых относятся к 8-6 тыс. до н.э. Различные бытовые сцены, знаки, символы служили оберегом. Их высекали с надеждой на помощь высших сил, для успеха, здоровья, а взгляд, упавший на изображение, уже не имел сил, глазливый человек считался обезвреженным. Все, что нам сегодня кажется невероятным и немного наивным, многие столетия оставалось истиной.

Похожие

Спаситель царя лечился в Дербенте

28
Известный русский поэт Николай Некрасов написал...

Следы Кавказской Албании

65
В Академии «Каспий» прошел семинар, посвященный Кавказской Албании – одному из самых...

На заре советской власти

1381
Махач Дахадаев. 2 апреля человеку, чье имя уже более 100 лет носит столица Дагестана,...

Гуниб и Александр II

2158
Говорят, кто не был в Гунибе, тот Дагестана не видел. Не будем спорить, а отправимся туда, где...

Когда деньги сыплются без счёта

109
В первые годы после падения мюридизма Дагестан охватила...

Лев Толстой в Дагестане

1156
170 лет назад, весной 1851 года, братья Николай и Лев Толстые вместе отправились на...

Человек, который построил Махачкалу

1357
Махачкала – молодой город, ему чуть более 160 лет. О нем...

Бой в ауле Телетль глазами солдата

812
4 июля 1837 года русский отряд (около 3000 солдат при 4...

Батирте: военное сообщество средневекового Дагестана

226
В VI веке в горном Дагестане вокруг...

Статьи из «Общество»

Большая дагестанская семья

2
В Историческом парке «Россия – моя история» на днях царила особая атмосфера: сотни девушек...

ЦАФАП — всевидящее око

5
В социальных сетях то и дело публикуются жалобы на невозможность оспаривания штрафов за нарушение ПДД через портал «ГосУслуги». Более того, сообщается о...

Бесславный конец «каспийской» эпопеи

5
В этом году исполняется 82 года завершению битвы за...

Коллекторы: как с ними бороться?

4
Граждане продолжают жаловаться на анонимные телефонные...

Традиция и пепел

5
У читателей, конечно, могут быть и другие мнения, но мне кажется, что мудрец, сказавший, что традиция – это не сохранение пепла, а поддержание огня, попал в самое...

Угроза без цвета и запаха

4
Природный газ требует к себе повышенного внимания. Нарушение правил безопасности может привести к самым печальным последствиям. С началом отопительного сезона...

Сохраним краснокнижника

3
В Карабудахкентском районе стартовали полевые работы в рамках проекта «Сохранение и...

Строим город вместе

4
Город – это люди. А еще дороги, парки и даже скамейки с фонарями. Ежедневно мы выходим из своего дома во двор, идем по своей улице, садимся в свой автобус, чтобы...

«Незаживающая рана в наших сердцах…» 

15
Утро 1 сентября 2004 года в школе № 1 города...

Городские реки: забытое богатство Махачкалы

34
Водные артерии города Талгинка­ и Тарнаирка...

Пока быка не украдут…

7
Утро вечера мудренее. Коротко и ёмко. Однако. Было, наверное, когда-то мудренее не верить...

Привет из Дальнегорска!

10
Как Махачкала за 168 лет удивительного пути превратилась из небольшого портового поселения в...