Бюджет красен исполнением
К омитет Народного Собрания РД по бюджету, финансам и налогам провел публичные слушания по исполнению республиканского бюджета за 2016 год. Открыл и вел слушания Первый заместитель Председателя НС РД Сайгидахмед Ахмедов, сообщает информационно-аналитический отдел Аппарата НС РД.
В публичных слушаниях приняли участие заместители Председателя дагестанского парламента Камил Давдиев, Махмуд Махмудов и Елена Ельникова, заместитель Председателя Правительства – министр экономики и территориального развития Раюдин Юсуфов, представители федеральных и республиканских территориальных органов исполнительной власти, муниципальных образований, Общественной палаты, независимых профсоюзов, Молодежного парламента, научного сообщества и СМИ.
Сайгидахмед Ахмедов, открывая слушания, подчеркнул, что Комитетом Народного Собрания по бюджету, финансам и налогам совместно с другими комитетами парламента с привлечением специалистов Счетной палаты, ученых, экспертов-экономистов впервые проведен глубокий анализ исполнения республиканского бюджета за прошлый год с тем, чтобы при подготовке нового главного финансового документа республики на 2018 год учесть недочеты и недоработки и подготовить прозрачный, понятный и действенный документ. Он поблагодарил за проделанную работу председателя Комитета по бюджету, финансам и налогам Сейфулаха Исакова и депутатов.
Выступая с отчетом о проделанной работе, министр финансов республики Юнус Саадуев подчеркнул, что в соответствии с бюджетным законодательством проводилась работа, направленная на обеспечение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики в республике, рассказал о координирующей деятельности в этой сфере иных органов исполнительной власти.
«Поступление налоговых и неналоговых доходов в республиканский бюджет составило 25229,3 млн рублей, или 85,8% к уточненным назначениям на соответствующий период и 99% к первоначальным назначениям (25468 млн рублей). Налоговые доходы в общем объеме указанных поступлений республиканского бюджета составляют 96,7%, в том числе наибольший удельный вес приходится на налог на доходы физических лиц – 34,6%. Исполнение по неналоговым доходам составило 841 млн рублей, или 17,5%. Исполнение бюджетных назначений наблюдается по всем основным видам налогов, в частности, по налогу на прибыль организаций – 103%, акцизам на ГСМ – 104,4%, транспортному налогу – 159,2%.
За 2016 год по администрируемым УФНС России по РД налогам и сборам обеспечено поступление в республиканский бюджет 17712,8 млн рублей, или 97,3%. В абсолютном выражении не поступило 496,9 млн рублей.
Неисполнение годовых бюджетных назначений по неналоговым доходам (4793,3 млн рублей) связано с тем, что в текущем году не были реализованы газораспределительные сети, находящиеся в собственности республики, на сумму 4225,2 млн рублей. Неисполнение плановых назначений сложилось и по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) – 94%, акцизам на алкоголь – 86,8%.
Расходы республиканского бюджета при планируемых 92521 млн рублей исполнены в сумме 87756 млн рублей (94,8%, отклонение – 4765 млн рублей), что обусловлено недовыполнением доходной части. При формировании республиканского бюджета на 2017 г. приняты меры по финансовому обеспечению социально значимых и первоочередных расходов, не обеспеченных финансированием в 2015 и 2016 гг. в общей сумме 3684 млн руб.», – отметил министр финансов.
Со вторым докладом – заключением Счетной палаты по исполнению бюджета за 2016 год – выступил аудитор Темирлан Расулов. Он отметил, что отчет достоверен и соответствует параметрам бюджетного законодательства. Наблюдается положительная динамика основных макроэкономических показателей, год от года снижается дотационность республики, растут налоговые сборы, постепенно погашается государственный долг, ситуация по финансированию и освоению средств по государственным программам выглядит намного лучше, чем в других регионах страны. Вместе с тем, подчеркнул аудитор, следовало бы обратить внимание на недостатки в финансовой деятельности получателей бюджетных средств, на неэффективное распоряжение государственным имуществом, в том числе земельными ресурсами, государственными объектами, переданными в аренду, задолженность здесь составляет 479 миллионов.
Впервые был проведен анализ финансовой деятельности муниципальных образований и выявлена масса нарушений. Интересно, что некоторые муниципалитеты провели оптимизацию численности работников по-своему, заменив их работниками по договорам.
Заместитель Председателя Правительства – министр экономики и территориального развития Раюдин Юсуфов пообещал рассмотреть поднятые проблемы.
Председатель Комитета по бюджету, финансам и налогам Сейфулах Исаков отметил, что бюджет исполнялся в условиях жесткой экономии и оптимизации бюджетных средств на фоне общей стагнации в экономике страны и давления разными санкциями извне. Нужно отметить, что в этих условиях по итогам социально-экономического развития за 2016 год экономика республики характеризуется ростом темпов по всем основным макроэкономическим показателям социально-экономического развития.
Вместе с тем Комитет рекомендует Правительству принять комплекс мер, направленных на увеличение налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета, обеспечить проведение инвентаризации дел граждан, получающих льготы, принять меры по обеспечению эффективности управления государственным имуществом.
Далее член экспертного совета Комитета парламента по бюджету, финансам и налогам, директор НИИ управления, экономики, политики и социологии ДГУНХ профессор Салихбек Абдулманапов в своем выступлении обратил внимание участников слушаний на резервы, которые могли бы существенно пополнить бюджет. По его расчетам, при легализации «теневой» экономики только в этих отраслях республика могла бы дополнительно получить порядка 28 млрд рублей.
Ученый также подчеркнул необходимость корректировки 34 заявленных в бюджете государственных программ, поскольку эффект от их реализации вызывает сомнение. По его утверждению, лишь 4 из них работают на развитие экономики. Существует также дисбаланс между индексом выпуска товаров и услуг (он самый высокий по стране) и их качеством; темпы строительства в республике тоже самые высокие, а доходы от этого бизнеса республика получает самые низкие.
Затем состоялось обсуждение докладов, в котором приняли участие Сайгидахмед Ахмедов, Камил Давдиев, Махмуд Махмудов, Сейфулах Исаков, председатель Комитета по здравоохранению и социальной политике Висампаша Ханалиев, председатель подкомитета по ЖКХ Нурмагомед Алиев, зам. председателя Комитета по строительству, ЖКХ, транспорту и связи Мухудин Мухудинов, депутат Исмаил Магомедшарипов, председатель республиканского Союза организаций профсоюзов Абдула Магомедов.
Выступающих интересовало, какие меры принимаются для ликвидации задолженности по субсидиям за коммунальные услуги учителям и медицинским работникам в сельской местности, по пособиям ветеранам и другим незащищенным слоям населения; почему не учитывается дисбаланс при распределении бюджетных средств между муниципальными образованиями; проведена ли инвентаризация среди получателей льготных выплат; какие меры принимаются по доведению заработной платы бюджетников до средней по стране в соответствии с «майскими» указами Президента РФ.
Сайгидахмед Ахмедов также напомнил, что Председатель Народного Собрания РД Хизри Шихсаидов неоднократно поднимал вопрос инвентаризации недостроенных объектов и реализации наиболее неэффективных из них. Он также предложил Правительству провести анализ и разработать программу по равномерному распределению бюджетных средств между муниципальными районами республики.
Раюдин Юсуфов дал разъяснения по поднятым вопросам. По его словам, Правительство рассмотрит их на заседаниях коллегий министерств по всем отраслям экономики и примет кардинальные меры. Он отметил, что в существующих условиях добиться роста основных направлений социально-экономического развития республики более чем на 107% было непростой задачей. За этим стоит колоссальная работа всех органов государственной власти по обеспечению поступательного развития республики. Также он согласился с тем, что над имеющимися недостатками надо работать всем сообща.