… А небережёного ГИБДД стережёт
В начале месяца сотрудники ГИБДД отметили свой профессиональный праздник. Отметили его как обычно, на боевом посту.
Иса Алиев деловито грузит в багажник «Шкоды Октавии» автомат Калашникова и стопку протоколов. Вместе со своим напарником Каримом Шамиловым он заступил на утреннее дежурство по патрулированию улиц Махачкалы. Иса и Карим – инспекторы батальона ДПС Махачкалы. Вместе с ними на этот раз в дежурстве приму участие и я, корреспондент «Дагестанской правды». Такую возможность предоставило руководство Управления ГИБДД по РД при содействии пресс-службы республиканского МВД. Моя задача, естественно, не ловить нарушителей, а посмотреть изнутри на будни сотрудников дорожно-постовой службы.
– Мы патрулируем подведомственный участок в Ленинском районе Махачкалы. В наряд заступаем в 9:30 утра, сдаем дежурство в 22:00. Наша задача – контролировать дорожную ситуацию и, если замечаем нарушение, принимать меры, – вводят меня в курс дела спутники.
Ису и Карима можно назвать молодыми кадрами ГИБДД. Оба пришли в инспекцию относительно недавно. У Исы стаж побольше – с 2012 года. По его словам, он еще в школе мечтал об этой работе. Карим пришел позже, в 2016-м. Говорит, что после окончания вуза он несколько лет искал себя в разных сферах, но сейчас не представляет себя вне службы.
…Инспекторы внимательно смотрят по сторонам. Но пока нарушений не замечаем, в поле зрения нам попадаются лишь автомобили, припаркованные в неположенном месте. Инспекторы предупреждают владельцев через громкоговоритель, и автовладельцы предпочитают ретироваться без лишних слов.
Создавать помехи могут не только транспортные средства. Нам на глаза попался промышленный холодильник, громоздящийся прямо на проезжей части напротив магазина по проспекту Насрутдинова. Иса и Карим отмечают, что некоторое время назад они уже сделали замечание владельцу магазина, чтобы он убрал холодильник, тот обещал, но попросил время.
– Этот участок Ленинского района можно назвать спальным. Люди передвигаются в основном на работу и домой, многие по маршруту Махачкала – Каспийск и обратно. В часы пик движение особенно оживленное, надо быть бдительным. Основные нарушения – выезд на встречную полосу, превышение скоростного режима, – поясняют инспекторы.
Но сейчас, в жаркий полдень, машин не так много, и ситуация кажется вполне спокойной. Мы нарезаем круги по маршруту от травматологического пункта по проспекту Насрутдинова, попутно сворачивая на лежащие по обеим сторонам от проспекта улицы Бейболатова и Лаптиева. За окном зной, а в машине из кондиционера льется прохлада. Я шучу, что работа инспектора ДПС пока похожа на работу спасателей в Малибу – никакого напряжения.
– Если вы про служебную машину, то такие комфортные условия появились недавно. Еще 5-6 лет назад патрули ДПС передвигались на 14-х и 12-х моделях ВАЗа. С тех пор, конечно, техническое оснащение нашего Управления выросло в разы. Что касается дорожной ситуации, то раз на раз не приходится. Иногда бывают и довольно острые ситуации, причем они могут возникнуть неожиданно, – замечает Иса.
Карим вспоминает, как однажды им пришлось преследовать нарушителя на «Приоре»: тот не остановился по требованию и начал на высокой скорости уходить от машины ДПС.
– В конце концов он заехал в тупик, где мы его и взяли. Совсем молодой парень свои действия объяснил первоначальным испугом.
А вот и первое серьезное нарушение. «Приора», выезжающая с улицы Лаптиева на проспект Насрутдинова, делает разворот в неположенном месте, что не ускользает от внимания сотрудников ДПС. Иса через громкоговоритель приказывает водителю остановиться.
Молодой парень явно растерян. По его словам, ранее он видел, как разворот в этом месте сделала другая машина, и он последовал ее примеру: думал, что так и надо. Карим предлагает ему впредь думать своей головой, особенно когда находишься за рулем машины, и объясняет, какую опасность представлял собой запретный маневр. Теорию он подкрепляет практикой и приводит пример недавнего ДТП, произошедшего по такой же причине, когда автомобиль наехал на мотоциклиста и это закончилось тяжелой травмой. В результате парень принимает все доводы и даже благодарит инспекторов.
– Если водитель ведет себя адекватно, мы тоже идем ему навстречу. Но есть и такие, кто сразу начинает хамить. В ответ на это может последовать полная проверка. И это оправданно: ведь кто хамит в жизни, точно так же ведет себя на дорогах, – замечает Карим.
Он поясняет, на что инспекторы ГИБДД обычно обращают внимание. Так, после визуальной проверки они смотрят на то, как ведет себя человек, как отвечает на вопросы. Говорить он должен уверенно, не задумываясь. Если человек лжет, он будет подбирать слова, думать, какой ответ лучше, у него начинают бегать глаза, руками перебирает документы. Некоторые на простой вопрос о наличии страховки могут начать рассказывать целые истории — это лишнее. Если вам нечего скрывать, нужно говорить коротко и по делу, советует полицейский.
Подтверждение некоторым из этих постулатов последовало буквально через несколько минут. На новой трассе Махачкала – Аэропорт патруль заметил серебристую «Приору», наглухо затонированную как на лобовом стекле, так и на боковых.
Владелец, молодой парень спортивного вида, сразу пошел в атаку:
– Я сам решаю, как мне тонировать машину, и никого это не касается.
По его словам, от такой тонировки только польза: она спасет в темное время от слепящего света встречных машин и, кроме того, помогает улучшить звукоизоляцию.
Между тем проверка по бортовому компьютеру автомобильной истории транспортного средства выявляет еще одно, причем куда более серьезное нарушение. Регистрационные номера и свидетельство о регистрации значатся в базе данных как находящиеся в розыске. Оказывается, владелец, приобретя автомобиль, в установленный после этого 10-дневный срок не оформил перерегистрацию номеров и СТС, а ездил по старым, записанным на предыдущего владельца.
Инспекторы снимают номера и выписывают еще один штраф. А ведь если бы парень в самом начале признал свою вину и проявил адекватность, возможно, таких последствий удалось бы избежать.
– Такое поведение, увы, не редкость, – констатирует Карим. – Многие водители живут по принципу: моя машина – моя крепость, порядки в ней устанавливаю я. Это касается и тонировки, и, например, передвижения с маленькими детьми. Вот наглядный пример, – указывает он на проезжающую мимо машину, где молодая женщина, сидящая на заднем сиденье, держит на руках ребенка 2-3 лет. – Когда делаем замечание, что ребенок должен сидеть в специальном детском кресле, следует возмущение: мой ребенок, как хочу, так и перевожу; или: он же на руках у матери, это безопаснее, чем в кресле. Нашу правоту люди понимают лишь тогда, когда ребенок в результате резкого торможения или другого маневра оказывается стиснутым телами взрослых, что приводит к серьезным травмам.
…Мое участие в патрулировании городских улиц подошло к концу. По его окончании мне хотелось бы дать совет водителям и вообще всем участникам дорожного движения: выполняйте все указания сотрудника ДПС. Он вам не враг. А лучше всего, не доводите дело до нарушений ПДД.