Джигитовка на дорогах
Соцсети стали своеобразным отражением дагестанской действительности, вызывающей самую необычную реакцию, когда не знаешь, то ли смеяться, то ли возмущаться элементарным несоблюдением законов.
И уже никого не удивишь ставшей привычной картиной преуспевших в гонках с препятствиями дагестанских автомобилистов, для которых ни правила дорожного движения, ни инспекторы с жезлами не указ, скорее желание заставить понервничать инспекторов, считая для себя высшим классом, визжа тормозами, не реагируя на приказ остановиться, исчезать в неведомом направлении. Истории эти зачастую заканчиваются плачевно и не всегда банальными штрафами, а гибелью людей на дорогах, травмами, нередко инвалидностью не только пешеходов, но и самих водителей.
Как правило, в экстремальных гонках за рулем зачастую оказываются подростки, для услады которых родители приобретают средство передвижения, вовсе не думая о последствиях и о том, что вседозволенность не самый лучший советчик для их чада. Казалось бы, и штрафы повысили, и камер везде понатыкали, а вот поди ж ты, ежедневные аварии на дорогах остаются данностью, с которой не поспоришь. Не пугают любителей экстремальной езды не только высокие штрафы, но и уголовное наказание.
Один из последних случаев, широко обсуждаемых в соцсетях, когда даже видавших виды гаишников поразило, как дедушка нарушителя, человек в возрасте, попытался взять вину на себя, заявив потерявшим дар речи инспекторам, что он сидел за рулем, а молодежные виражи не более чем желание продемонстрировать внуку, что он ни в чем не уступает молодёжи.
Но есть и прямо противоположные случаи, когда дедушка-блогер, экстремал, попав в ДТП, прослезился на видео, что, мол, по его вине перевернулся большегруз и он не знает, как возместить пострадавшему водителю ущерб. Увлекшийся общением в соцсетях, дедушка-блогер, успев сообщить печальную новость своим подписчикам, коих у него было немало, констатировал, что штраф набежал огромный, да еще и чинить придется за свой счет большегруз, при этом явно рассчитывая на помощь подписчиков.
Кто-то из них укорил его, мол, на дорогу надо было смотреть. Другие посочувствовали: не переживай, отец, поможем. Но в ходе расследования выяснилось, что инспекторы ДПС, проверив посты убеленного сединами блогера, выяснили, что на машине установлены поддельные номера, а в багажнике хранится еще парочка таких. Вот такие коллизии происходят на дорогах.
Многие, наверное, замечали, как активно общаются по мобильнику водители маршруток, не чувствуя ответственности за пассажиров. И дорожным инспекторам приходится порой прибегать к крайним мерам, наказывая нарушителей, что называется, неформальным способом. Нельзя не учитывать и тот фактор, что горные дороги не прощают беспечности. Да и машины не всегда первой свежести. Еще более драматично выглядят ДТП на трассах, когда сталкиваются летящие с огромной скоростью авто, и тогда число жертв увеличивается в разы.
Казалось бы, наблюдается снижение аварийности по всем показателям. Об этом заявил начальник Управления ГИБДД МВД РФ по РД Александр Шалагин. Тем не менее зафиксирован рост числа ДТП по вине водителей мототранспорта. И наиболее частыми являются наезды так называемых самокатчиков на пешеходов. Если же в целом суммировать число пострадавших, то стоит задуматься над тем, что за этими цифрами кроется большая человеческая драма, невосполнимость утраты родных и близких, инвалидность, травма на всю жизнь.
Возможно ли решить проблему повышением штрафов за нарушение правил дорожного движения? Глава республики Сергей Меликов уверен, что большое количество ДТП происходит не от того, что при попадании в яму отскакивает пресловутое колесо, а от джигитовки на дорогах. И отмечает, что принимаемые республикой меры по улучшению состояния как дорог, так и всей дорожной инфраструктуры направлены на создание современных дорог последнего поколения.
Но, похоже, экстремалов на дорогах меньше не становится, и здесь без горькой пилюли не обойтись. Так, с 1 января нынешнего года увеличены штрафы за превышение скорости, управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения и, что немаловажно, за использование телефона за рулем, а также проезд на красный свет, езду без ремня безопасности.
Этот же документ ужесточает ответственность за повторную езду без ОСАГО. Так, штраф за телефон в руках за рулем обойдется автолюбителю в 5000 рублей; проезд на красный свет: первый раз – 1500 рублей, повторное нарушение – 7500 рублей или лишение прав на полгода; превышение скорости от 20 до 40 км в час опустошит кошелек в 750 рублей, а за более серьезное превышение сумма составит уже 2500 рублей. Управление автомобилем в состоянии опьянения обойдется в 45 тысяч рублей вместо 30 тысяч. Права, как и прежде, заберут минимум на полтора года.
Такая вот реальность. Но что-то нам подсказывает, что вряд ли на «молодежный» состав автомобилистов подействуют санкции ГИБДД. Ну что ж, посмотрим, во что обойдется азарт любителям экстремальной езды и станет ли культура вождения дагестанских автомобилистов хорошим тоном.