Купить PDF-версию
05:35 | 15 июня, Вс
Махачкала
X

Транспортную мобильность должна обеспечить промышленность

Среди стартовавших в этом году новых нацпроектов есть группа, призванная обеспечить технологическое лидерство нашей страны. Среди них особое место занимает нацпроект «Промышленное обеспечение транспортной мобильности», предусматривающий кратное увеличение объемов производства основной гражданской авиатехники, самолетов и вертолетов, судов и морской техники, высокоскоростного железнодорожного подвижного состава, а также электромобилей, в том числе гибридных моделей.

Результатом реализации нацпроекта станет суверенитет транспортного машиностроения на базе новых технических решений, разработки и внедрения новых отечественных технологий, а также притока высококвалифицированных кадров в инновационную транспортную отрасль.

И заделы для этого есть. Ведь новые национальные и федеральные проекты верстались исходя не из абстрактных целей, а на основе реалий, демонстрируемых ведущими отраслями отечественной экономики в условиях жестких санкций. Важно, считают разработчики нацпроекта, чтобы у людей были самые широкие возможности для путешествий, деловых и личных поездок, причем с комфортом и по доступным ценам, а у бизнеса – возможности и достаточные средства для более эффективной перевозки грузов. И считают необходимым наращивать собственные компетенции и производственные мощности.

Нацпроект включает четыре федеральных проекта: «Производство самолетов и вертолетов», «Производство судов и судового оборудования», «Производство инновационного транспорта», «Разработка технологий и кадровое обеспечение». Высокие показатели должны обеспечиваться накопительным эффектом за счет набранных темпов в предыдущие годы, традиционного увеличения объемов производства, в том числе исполнения обязательств по ранее заключенным договорам.

Ключевую роль в развитии отраслевого направления обязан сыграть бизнес, выступающий одновременно и как заказчик продукции, и как производитель, и как разработчик технологий. А роль государства заключается в создании условий, необходимых для реализации инновационных проектов, а также в предоставлении мер государственной поддержки, стимулирующих разработку, производство и сбыт готовой продукции. Многие российские предприятия уже выстроили систему совместной работы с учеными и выступают индустриальными партнерами вузов, участвуют в подготовке кадров. При доработке промышленного обеспечения транспортной мобильности установлены целевые показатели, связанные с увеличением использования отечественных судов, включая подготовку кадров, актуализируя образовательные программы, повышая эффективность обучения.

В России решили усилить работу по формированию гражданского флота, способного решать весь объем задач, в том числе обеспечивая вывоз экспортных грузов. И для достижения этой цели в национальном проекте пересматривается в сторону увеличения показатель доли оте­чественных морских и речных судов по сравнению с иностранными – речь идет о соотношении, которое должно сложиться к 2030 году. Еще одно направление судостроения, которое находится в зоне особого внимания, – производство ледоколов для круглогодичной навигации по Северному морскому пути.

В новый нацпроект планируется вложить около 6 триллионов рублей, предусматривая в том числе строительство самолётов и судов разных классов и типов, производство электротранспорта, установку зарядных станций для электромобилей, выпуск гибридных автомобилей, электропоездов для высокоскоростных и железнодорожных магистралей. Задачи амбициозные, но готовые к конкуренции со странами, достигшими высоких результатов в промышленном обеспечении транспортной мобильности. И поводов для оптимизма при слаженной работе взаимодействующих производств, работающих по непрерывному циклу в том же транспортном машиностроении, более чем предостаточно, учитывая динамичные темпы развития.

Главой государства поставлена задача – существенно увеличить количество лайнеров отечественного производства. И к 2030 году их доля должна составить не менее половины в парке российских авиакомпаний. Речь идет о широкой линейке самолетов от небольших региональных до широкофюзеляжных, с материалами, бортовым оборудованием, двигателями, комплектующими собственных отечественных разработок.

Весомая роль в развитии и обеспечении транспортной мобильностью нашей страны принадлежит промышленному комплексу. Только за первые пять месяцев рост производства составил восемь процентов. Причем выпуск тепловозов возрос почти в полтора раза, грузовых вагонов – на 40 процентов, автобусов – примерно на двадцать процентов. Но чтобы ускорить создание и внедрение прорывных технологий, важно повысить привлекательность транспортной отрасли для инвестиций и использования механизмов государственно-частного партнерства. Эта задача является базовой. Нужно понимать, что реализация масштабных планов, заложенных в нацпроект, потребует привлечения большого количества квалифицированных специалистов: в течение следующих шести лет общая потребность предприятий составит около 150 тысяч человек, включая почти 75 тысяч сотрудников с высшим образованием.

В Дагестане механизмы новых нацпроектов получают широкое распространение в различных отраслевых направлениях. Что немаловажно подчеркнуть, в столице республики был дан старт масштабной двухдневной стажировке по программе «Федеральная практика», собравшей около трехсот специалистов СКФО. Программа, инициированная и реализуемая Минпромторгом РФ с целью формирования единой промышленной политики, была предназначена для руководителей региональных органов исполнительной власти в сфере промышленности. И для нашей республики проведение «Федеральной практики» – это хороший опыт в реализации проектной деятельности. Для дагестанских участников «практик» общение с делегацией федеральных органов власти, Ассоциации технопарков и промышленных кластеров оказалось более чем полезным. Основной упор был сделан на реализации новых нацпроектов, таких как «Промышленное обеспечение транспортной мобильности».

Федеральные эксперты в рамках «практик» озвучили данные по развитию промышленности в СКФО, где зарегистрировано тринадцать индустриальных парков, два технопарка, 90 предприятий, входящих в промышленные кластеры. И при поддержке Фонда развития промышленности уже профинансировано 170 проектов на 62 млрд рублей. Отмечалось, что дагестанская промышленность, переживающая второе рождение, сохраняет позитивные темпы роста. В среднем рост промпроизводства за последние годы составил 12–13 процентов. А отгруженная промышленными предприятиями готовая продукция достигла 98 млрд рублей. И это убедительный аргумент того, что республика вносит достойный вклад в реализацию нацпроектов.

Статьи из «Нацпроекты в РД»

Основа новых материалов

15
Химическая отрасль стала одной из быстро развивающихся и потребовала определенных мер...

Роботизация плюс автоматизация

17
Ключевая цель российских нацпроектов – войти в число...

Роботизация плюс автоматизация

17
Один из новых национальных проектов – «Средства производства и автоматизации» – осуществляет комплекс системных мер,...

Космос будущего

55
Амбициозный национальный проект «Развитие многоспутниковой орбитальной группировки»,...

Итоги реализации национальных проектов в Дагестане за 2019–2024 годы

30
За последние пять лет в Республике Дагестан в рамках национальных проектов,...

Цифровая трансформация

22
Давая оценку новым нацпроектам, Президент России Владимир Путин акцентировал внимание на...

«Фабрика процессов» для экономики будущего

26
Один из центральных в череде запущенных в...

Амбициозные, но реальные задачи

27
С января нынешнего года в России стартовали новые...

Молодёжь. Стратегический ресурс

15
Еще в начале прошлого года Президент РФ Владимир Путин в...

Кадры: с учётом новой реальности

21
В ушедшем уже году в своём Послании Федеральному...