В родной город с поясом IBF
Прошло чуть больше 15 лет, как заговорили о громких победах заслуженного мастера спорта Российской Федерации Артура Бетербиева. Сегодня за плечами этого именитого спортсмена из Хасавюрта почти все титулы: чемпион мира и Европы по боксу среди любителей, двукратный чемпион Европы и чемпион мира по профессионалам, победитель Кубка мира (рейтинговый кубок). У Артура 13 боев, и все 13 боев он выиграл нокаутом. А совсем недавно Артур успешно защитил свой пояс по версии IBF в борьбе с британцем Каллумом Джонсоном.
После этого триумфа земляки в Чечне и Дагестане встречали Артура как настоящего героя-победителя. В аэропорту Грозного его приветствовали Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров и другие политики и видные деятели Чечни. Ждал теплый прием чемпиона и дома – в родном ему городе Хасавюрте, где его встречали друзья и родственники.
Дав чемпиону отдохнуть несколько дней, мы связались с его тренером и братом Абакаром и договорились о встрече. И вот мы с коллегой, главным редактором газеты «Нийсо-Дагестан» Умаром Якиевым, в гостях у Артура Бетербиева, сидим в зале за большим столом. В непринужденной беседе каждый из нас задавал свои вопросы.
Умар Якиев (далее по тексту – У.Я.): – Артур, как начинались ваши первые шаги в спорте?
Артур Бетербиев (далее – А.Б.): – Я всегда мечтал заниматься боксом. В школе № 14, где я учился, были секции вольной борьбы и бокса. Я долго упрашивал брата взять меня с ним в секцию. Он постоянно обещал, говорил каждый раз: «В следующий понедельник», и все время откладывал. И вот однажды этот понедельник настал, и он меня взял с собой в зал. Там тренеры провели какой-то свой тест, дали мне с кем-то побоксировать. Видимо, я показал себя не очень, поэтому некоторое время не ходил на тренировки. Но потом со временем все пришло. Главное – появилось осознание, что только труд и дисциплина могут сделать свое дело. Благодаря моим первым наставникам – заслуженному тренеру СССР Рукману Мусаеву и моему брату Абакару я не только укрепился в своем желании заниматься боксом, но и стал побеждать в боях, что, конечно же, не могло не радовать.
У.Я.: – А когда пришел ваш первый успех, какие чувства вами овладевали, как на это реагировали ваши друзья, родители?
А.Б.: – Когда мне было лет 14-15, мне посчастливилось принять участие на первенстве мира по боксу среди юношей, где я занял 3-е призовое место. Для меня это было большим достижением на тот момент. Из Дагестана было еще 2 призера. Помню, тогда мой отец не очень одобрял мое занятие боксом, особенно мои выезды на соревнования. Он считал, что все это мешало моей учебе. Но после этой победы он понял, насколько сильно я увлечен боксом, и дал мне добро заниматься спортом дальше. Друзья и родственники, конечно, тоже радовались за меня. Потом уже, когда я поехал в Москву и учился в училище со спортивным уклоном, тоже продолжал усиленно заниматься боксом.
У.Я.: – Артур, как получилось, что вы уехали в Москву без какой-либо поддержки, далеко от родителей?
А.Б.: – На тот момент отца уже не было, только отметили годовщину его трагической гибели. Поехать в Москву – это было желание моей матери. Время было неспокойное – вторая военная кампания в Чечне. Мама хотела отправить меня подальше от всего этого. Но я не жалею, что уехал. Там тоже были хорошие спортивные школы бокса. Был стимул. Это опыт также не менее ценен для меня.
У.Я.: – Будучи в Москве, занимаясь спортом, вы наверняка чувствовали ответственность перед своими домашними – мамой, старшими братьями? И какое было отношение там к вам, чеченцу?
А.Б.: – Для любого кавказца важно, чтобы родители и дети гордились своим сыном, отцом. Конечно же, я ответственность перед своими близкими и тогда, и сейчас чувствую. Теперь уже чувствую ответственность не только перед ними, но и перед своими болельщиками, Чеченской Республикой и Дагестаном, всей Россией. Хочется быть примером для подрастающего поколения.
У.Я.: – Артур, вы выигрывали юношеский турнир, позже – чемпионаты мира, Европы и т.д., однако вы остаетесь всегда самим собой. Другими словами, мы не наблюдали за вами звездной болезни. А ведь есть примеры, когда некоторые спортсмены, достигнув даже мало-мальских высот, возносят себя аж до небес, кичась своими триумфами. Как вам удается оставаться самим собой?
А.Б.: – Честно сказать, и не знаю, что ответить. Я вообще забываю все эти прошедшие турниры, чемпионаты. Не думаю о прошлых достижениях. Все эти бои – это часть моей жизни, которая продолжается. Надо идти вперед, не почивая на лаврах. Я просто стараюсь делать свою работу хорошо.
Ильмудин СОИПОВ (далее – И.С.): – Артур, если взять ваши бои на всех соревнованиях, где вы участвовали, какой бой был самым трудным?
А.Б.: – Честно сказать, я и не помню, который из них был для меня самым трудным. К каждому состязанию я готовился с отдачей, и в каждом были свои сложности.
И.С.: – Мы знаем, что вы со своей мамой, супругой и четырьмя детьми живете в Канаде, где и тренируетесь. Если сравнить условия для занятий боксом здесь, в России, и там, в Канаде, есть разница?
А.Б.: – Условия есть и здесь, в России, и там, в Канаде. Вот недавно я был на открытии спорткомплекса в городе Шали в Чечне. Там прекрасные залы и условия для занятий спортом. Но я считаю, что главное все-таки не залы. Все зависит от самого человека, от его желания заниматься и достичь поставленной цели. Я уже 20 лет в спорте, и, когда мне мой тренер дает задание, я полностью выкладываюсь, заканчиваю его, а после делаю еще что-то свое – выполняю дополнительные приемы, упражнения. Спорт должен быть не только частью жизни, он должен стать твоей философией. Лишь тогда можно говорить о каких-то успехах.
И.С.: – Артур, сегодня у вас есть почти все регалии, титулы, о которых только можно мечтать. А есть у вас еще какая-то цель?
А.Б.: – В профессиональном боксе, как и в любительском, есть свой «потолок». Если в любительском боксе – это Олимпийские игры, то в профессиональном – это абсолютный чемпион мира. Абсолютным чемпионом мира может стать боксер, если у него есть пояса всех четырех основных версий, т.е. если их завоевал один спортсмен. Я думаю, что я бы хотел стать абсолютным чемпионом мира. Я знаю, что на сегодняшний день в истории профессионального бокса таких спортсменов всего четыре. Не хочу сказать, что я днем и ночью не сплю, думаю об этих поясах, но я бы хотел их завоевать.
У.Я.: – Вне бокса какие увлечения у вас? В свободное время чем любите заниматься?
– В Канаде у меня обычная жизнь, как и у всех рядом живущих. Люблю, правда, играть в шашки. Шахматы – сложная игра, много времени отнимает. А в свободное время учу английский язык. Читаю прессу, интересуюсь тем, что происходит в мире.
И.С.: – Артур, в любом спорте есть свой возрастной ценз, т.е. когда нужно уходить из большого спорта. Чем вы думаете заняться после ухода из профессионального бокса?
А.Б.: – Буду заниматься спортом, сколько мне отпущено Всевышним. А когда придет время уходить, – тогда и решу. Пока всерьез об этом не думал, если честно.
У.Я.: – Мы знаем, у вас четверо детей, двое из которых мальчики. Хотите, чтобы они пошли по вашим стопам?
А. Б.: – Нет. Не хотел бы. И не потому, что я их жалею. Я больше 20 лет в боксе. Днем и ночью тренировки, соревнования, очень плотный график. И вот остаток жизни после бокса, сколько мне Всевышним отпущено, я бы хотел прожить спокойную жизнь без этой постоянной суеты.
У.Я.: – Артур, вы чеченец из Хасавюрта, живете с семьей в Канаде. У нас свой менталитет, обычаи, традиции. А как там, дома, вы общаетесь с детьми?
А.Б.: – Исключительно на чеченском языке, хотя они неплохо говорят и на английском, и на французском языках, на русском тоже. Всегда стараемся приучать их нашим обычаям и традициям. Конечно, с ними больше общаются моя мама и супруга. У меня, как я уже сказал, очень плотный график.
У.Я.: – Артур, сегодня мы видим, как многие наши именитые спортсмены после ухода из спорта идут в политику, становятся депутатами и т.д. Вы подумываете об этом?
А.Б.: – Я себя, честно сказать, не вижу в политике и не собираюсь быть депутатом. Если я смогу принести какую-то пользу в спорте, я постараюсь это сделать. А все остальное не по мне.
И.С.: – Артур, пригодились ли вам ваши профессиональные навыки на улице в решении каких-то нестандартных ситуаций?
А. Б.: – Я всегда говорю: «Если ты пришел в спортзал, потренировался и вышел оттуда и у тебя еще осталась энергия на какие-то уличные разборки, значит, ты тренировался не в полную силу. Когда у тебя есть цель и ты идешь к ней, у тебя не будет времени и желания на все остальное.
У.Я.: – Сегодня везде тенденция – молодежь буквально зависает в соцсетях, пренебрегая учебой. Что бы вы посоветовали им, их родителям?
А.Б.: – Если у человека есть ответственность перед своими родителями, они этого не будут делать. Ведь наши родители, когда мы были маленькими, заботились о нас, ночами не спали. Они делали все, чтобы мы выросли хорошими, полезными себе и обществу людьми. Став взрослыми, их дети также должны заботиться о своих родителях. Делать так, чтобы они ими гордились. Если он учится – надо учиться хорошо, если занимается спортом – надо всецело отдавать себя спорту. Другого не дано.
У.Я.: – Если бы прокрутить жизнь обратно и начать с начала, изменили бы что-то?
А.Б. – Я, как и все, в жизни делал какие-то ошибки. Где-то по молодости, где-то по незнанию. Если бы начать с начала, конечно, я в первую очередь эти ошибки исключил бы из своей жизни. Как-то в Магнитогорске мне задали этот же вопрос, на который я тогда ответил: «Я бы пошел учиться в университет, окончил бы его. Ходил бы на работу и вечером, как все люди, возвращался бы домой. Такая размеренная жизнь мне больше импонирует. Но Всевышнему было угодно, чтобы я стал заниматься тем, чем сейчас занимаюсь. И еще. Главное для меня, чтобы исход жизни был хорошим. И всегда оставаться человеком».