09:55 | 19 мая, Вс

Махачкала

Weather Icon

«КЭМЗ» набирает высоту

A- A+

Промышленный сектор дагестанской экономики продолжает демонстрировать рост. Темпы хотя и выше среднероссийских, но пониже, чем в предыдущие годы, и связано это с завершением цикла перевооружения армии страны. Однако возможное дальнейшее снижение объемов оборонных заказов в республике успешно компенсируют наращиванием продукции гражданского назначения.

Один из ярких тому примеров – продукция Кизлярского электромеханического завода (КЭМЗ), который инвестирует в серийное производство самолетов МАИ-411 более 600 миллионов рублей. И это не единичный пример.

В настоящем на ТОСЭР в Каспийске на территории порядка 150 гектаров идет активная работа по переводу сюда двух старых крупных промышленных предприятий Дагестана. Зарегистрированы на площадке «Уйташ» резиденты и от молодых предприятий. Строительство новых производственных мощностей заводов осуществляется за счет собственных средств. Если у завода им. Гаджиева здесь уже построены и запущены в эксплуатацию несколько цехов, то новый литейных цех ООО «Каспий Композит» к строительным работам только готовится.

Блестящие перспективы развития производства композитных материалов здесь намерены реализовать за счет вырученных средств от застройки территории базового предприятия – завода стекловолокна в Махачкале. Есть надежды на получение государственной помощи – кредита, предоставляемого по программе поддержки моногородов. Как заявляет генеральный директор ООО «Каспий Композит» Казбек Кандауров, инвесторы намерены вложиться в строительство и без помощи со стороны.

С его слов, на новом автоматизированном производстве стекловолокна с его дальнейшей переработкой в технический текстиль будет открыто порядка 185 новых рабочих мест. Мощность нового завода составит 2365 тонн стекловолокна в год, а предполагаемые инвестиции составят 311 миллионов рублей, из которых доля собственных средств – не менее 22,5%. Часть средств инвестором уже вложена в оборудование, основа же производства опирается на проверенную временем технологию производства махачкалинского стекловолокна.

В числе проектов, способных обеспечить прорыв в росте объемов промышленного производства в Дагестане, – реализация достигнутых соглашений с представителями международного бизнес-сообщества о реконструкции третьей технологической нитки по производству кормовых фосфатов. Инициатором проекта является ОАО «Дагфос». Также планируется к реализации масштабный проект ООО «ЭкоЭнержи» в Самурском энергетическом кластере, который предполагает создание 525 МВт возобновляемой генерации на основе использования малых ГЭС, солнечной и ветровой энергии. Только на первом этапе реализации проекта в освоение Самура предполагается инвестировать 4,6 млрд рублей. Это далеко не все. В настоящем множество инвестиций ожидают площадки муниципалитетов и индустриального парка «Аврора».

На этом достаточно оптимистичном фоне, развеивающем опасения дальнейшего развала дагестанского промышленного комплекса, информация о скором серийном производстве в республике самолетов совсем уж не выглядит фантастической. О способностях дагестанских промышленников также не стоит высказываться с предубеждениями. Они умеют не только изыскивать перспективные идеи и строить соответствующие планы, но и участвовать в их реализации, расходуя собственные средства и добиваясь успеха.

Первый самолет МАИ-411, построенный на базе ОАО «Концерн КЭМЗ», рассчитан на четырех пассажиров. Расчетная дальность полета – до 1500 км, максимальная скорость – до 270 км/ч. Этот успех здесь намерены развивать. Ставка делается на то, что в стране идет развитие инфраструктуры малой авиации, возобновление региональных маршрутов, и она вполне оправданна.­ Производство позволит обеспечить доступность отдаленных, труднодоступных и малонаселенных регионов с отсутствием транспортной инфраструктуры, и государство в этом поможет. Освоение производства, сертификация и продажа самолетов МАИ-411 будут осуществлены в рамках государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы».

Создание высокотехнологичного рентабельного производства по серийному выпуску многоцелевого самолета на производственной площадке ОАО «Концерн КЭМЗ» потребует инвестиций в сумме более 600 млн рублей, и это в основном собственные средства предприятия. Однако опыт завода КЭМЗ, нацеленного на производство столь сложного во всех отношениях изделия, как самолет, – наглядный пример того, что в случае наличия перспектив, умения организовать рентабельное производство федеральные структуры приходят на помощь.

В работе по совершенствованию типовой конструкции самолета МАИ-411, осуществляемой ОАО «Концерн КЭМЗ», активное участие принимает признанный во всем мире авторитет авиационной науки – МАИ. Также у завода в настоящем есть возможности для получения компенсации части затрат на разработки и производство за счет федеральных средств.

Того и глядишь, в скором времени из нового аэропорта в Дербенте, планируемого к строительству, в Махачкалу и обратно бизнесмены и туристы будут летать на самолете, произведенном на заводе КЭМЗ.

Остается пожелать кэмзовцам удачи!

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Экономика»