Я не собираюсь давать оценку этому событию, но как гражданин и ученый считаю, что страна не может и не должна изолироваться от международных организаций, в особенности с учетом перспектив дальнейшего развития экономики.
Членство России в ВТО, безусловно, может дать положительные результаты в отдельных отраслях, только не в области АПК, и прежде всего в виноградо-винодельческой отрасли. Отметим главное: как свидетельствуют статистика и доступная для нас информация, в странах ЕС накопилось огромное количество вина и виноматериалов, которые некуда сбыть. Кроме того, там намерены более 100 тыс. га виноградников раскорчевать и до 2016 г. запретить закладку новых плантаций.
Разумеется, излишки винопродукции, если не принять соответствующих мер, потекут в нашу страну. Возможно введение квотирования посадок новых виноградников и в России как члена ВТО. Между тем ситуация в виноградо-винодельческой отрасли страны в крайне тяжелом положении. В период так называемых горбачевских и последующих перестроечных реформ мы в разы снизили площади и валовые сборы винограда как в нашей республике, так и по стране, и только в последние два-три года началось некоторое оживление рассматриваемой отрасли. Таким образом, без принятия соответствующих организационных и правовых мер весьма сомнительны темпы дальнейшего развития виноградарства и виноделия в России и нашей республике.
Известно, что на высших уровнях власти поднимаются вопросы укрепления здоровья нации. При общепринятых нормах потребления столового винограда на душу населения в год 10-12 кг мы употребляем менее 2,5-3 кг. В странах Евросоюза (Италия, Франция, Испания и др.) употребляют на душу населения в год по 50-70 литров высококачественных сухих вин, а в нашей стране — 5-7 л, тогда как в расчете на чистый алкоголь у нас потребляется 15-16 л на душу населения, разумеется, различных фальсифицированных коньяков, водки и спирта.
Столовый виноград, сухие вина и фрукты являются общепризнанными источниками здоровья человека и народа. Кроме того, как известно, основные площади виноградников и предприятия перерабатывающей промышленности по перспективным прогнозам развития отрасли размещаются на Северном Кавказе, где отмечается избыток трудовых ресурсов. Из этого следует вывод: нам надо разработать и утвердить на уровне Государственной Думы РФ ряд положений по дальнейшему развитию виноградо-винодельческой отрасли, в т.ч. лежащий там проект закона «О винограде и вине». Целесообразно повышение пошлины на импортируемую в Россию винопродукцию, а также доработка акцизной политики внутри страны.
Я полностью согласен с мнением некоторых депутатов Госдумы и общественных деятелей страны в том, что алкогольная промышленность и продукция должны быть в руках государства. Иначе здесь будет трудно навести порядок и уберегать население от употребления фальсифицированных винно-водочных и коньячных напитков. Кроме того, государственная монополия на производство и реализацию спиртных напитков значительно пополнит бюджет страны.
Вторая, не менее важная сторона обсуждаемой проблемы — повышение качественных показателей, т. е. конкурентоспособности производимого нами столового винограда и винно-коньячной продукции на основе модернизации отрасли, путем разработки и применения инновационных технологий. Исходя из собственного опыта и опыта других стран, где развито виноградарство, следует констатировать, что качественные показатели виноградо-винодельческой отрасли и конкурентоспособность её продукции непосредственно зависят от почвенно-климатических условий местности, где возделывается виноград, сортимента и агротехнологий.
На основе тщательного и комплексного изучения почвенно-климатических условий, предстоит, а там, где имеются, усовершенствовать научно обоснованные проекты специализации, сорторайонирования и микрорайонирования виноградо-винодельческой отрасли во всех районах промышленного виноградарства страны и республики. При этом следует четко определить районы и микрорайоны возделывания высококачественного столового винограда с составлением виноградного конвейера с набором столовых сортов различных сроков созревания, в т. ч. сверхранних и поздних, которые пригодны для длительного зимнего хранения, довести площади под столовыми сортами винограда до 20-30%.
Если мы не предпримем соответствующих организационных и научно-прикладных мер, то потеряем рынки сбыта столового винограда в собственной стране, так как усиленными темпами увеличиваются площади под столовыми сортами винограда в Иране, Турции и Китае. Уже сейчас мы употребляем в значительной степени импортируемый столовый виноград из соседних стран. Хотя Дагестан в состоянии обеспечить высококачественным столовым виноградом население страны по общепринятым медицинским нормам.
Заслуживают серьёзного внимания научных учреждений, виноградарей и виноделов, а также руководящих структур проблемы повышения качества винопродукции по месту производства или сорта винограда. Здесь требуется реконструкция и восстановление работы заводов первичного виноделия, а там, где их нет, нужно строить малогабаритные заводы с учетом новейших достижений в области технологии переработки винограда и выработки высококачественных вин.
Обязательным условием, разумеется, является технологический контроль на предприятиях перерабатывающей промышленности. Следует упорядочить лицензирование винодельческих предприятий, чтобы не создавать здесь коррупционной среды. В вопросах разработки новейших технологий выработки натуральных вин, коньяков и игристых вин мы отстаем от стран Евросоюза. Необходимо оптимизировать отрасль в административно-структурном плане в целях выработки высококачественной продукции, ее реализации, в т.ч. на внешнем рынке.
Решение проблем устойчивого развития, экологизация и биологизация технологических процессов должны составить основу инновационных моделей модернизации виноградо-винодельческой отрасли.