Купить PDF-версию
11:37 | 16 апреля, Вт
Махачкала
X
09:15 27.06.2019

Классика сквозь призму современности

В детстве она часто слышала от бабушек, от отца и других родственников рассказы о прославленных предках-революционерах и писателях Гаруне Саидове и Бадави Саидове, бывшими в эпоху становления советского государства яркими представителями дагестанского просвещения.

Но тогда, в пору беззаботности, она мало к ним прислушивалась. Лишь спустя несколько десятилетий, став уже опытным режиссером, известным в московских творческих кругах педагогом актерского мастерства и актрисой, Пати Махачева вспомнит те давние рассказы, начнет вникать в историю своего рода, вновь и вновь возвращаясь к судьбам своих славных предков. С каждым новым открытием ностальгия по Дагестану становилась все непреодолимее…

В итоге спустя много лет она решила приехать на родную землю. И не просто погулять по местам своего детства и юношества, а еще с целью поставить на сцене Лакского театра спектакль по первой дагестанской пьесе «Лудильщики» Гаруна Саидова – родного брата ее бабушки. Идея оказалась очень кстати, поскольку в этом году исполняется 105 лет со дня написания произведения и 100 лет со дня расстрела деникинцами Гаруна Саидова. Обе эти даты значимы для Лакского театра и всей дагестанской интеллигенции.

Пьеса революционера, публициста и первого дагестанского драматурга «Лудильщики» – социальная драма, поднявшая острые жизненно важные проблемы. Впервые она была поставлена в 1914 году в Кумухе и вошла в историю дагестанской многонациональной драматургии как полноценный драматургический опыт.

Произведение рассказывает о кустарях, пытающихся в тяжелых, жестоких условиях, заработав деньги, вырваться из круга безысходных бед. Взяв за основу открытый социальный конфликт, автор построил действие на чрезвычайно захватывающей своим драматизмом коллизии. Ее идейное содержание в том, что действующая политическая власть и экономические отношения не могут разрешить актуальные проблемы жизни людей.

– Когда я несколько лет назад прочитала произведение, первая мысль, которая меня посетила, была такая: «Как же мало изменилось в жизни общества! Пьеса будто написана в наши дни». Все ключевые проблемы, поднятые автором, актуальны и сегодня: тема человеческой безысходности, неоправданных надежд, люди, вынужденные в силу обстоятельств оставить родное гнездо, семьи и отправиться на поиски рубля ради существования… Разве мало этого всего сегодня? Тонко чувствовавший свое время, много изучавший литературу разных времен и народов классик, публицист Гарун Саидов сумел найти те проблемы человеческого бытия, которые будут живы, пока существует человечество. Удивительно и то, что в этой маленькой по формату пьесе мы видим воплощение многих театральных традиций. В произведении есть и гоголевская тема маленького человека, и чеховская тема спасения родового гнезда, и основы рутинной драмы, также обозначенные в пьесах Антона Павловича, и шекспировская драма… Вот эта многогранность и способствует тому, что пьеса так живо откликается на все времена, – говорит Пати Махачева.

Оттолкнувшись от произведения, режиссер намеревается создать новую версию классической постановки Лакского театра с привязкой к современности, осветив подспудно темы и проблемы наших дней.

– Ставить просто по тексту мне бывает неинтересно, — делится Махачева. – Всегда хочется сочетать разные планы – музыкальный, поэтический, пластический… Такой разноликий синтез дает возможность привнести в произведение новые смыслы, новые образы, – продолжает режиссер.

Не идти по проторенному пути, не ставить по шаблону – это незыблемое творческое кредо Пати Махачевой. Избрала его она для себя еще во время учебы на режиссерском отделении в Дагестанском культпросветучилище и в Воронежской академии искусств. В последующем опыт общения и сотворчества с легендарным профессором Щукинского училища Александром Паламишевым и основателем «Театра пластической драмы», заслуженным артистом России Гедрюсом Мацкявичусом еще больше убедили ее в том, что режиссер не должен слепо следовать написанному.

В своей версии спектакля «Лудильщики» Пати Махачева стремится сочетать классическую пьесу с поэзией Гаруна Саидова и со старинными лакскими этническими напевами. Также в новом спектакле будет пролог, в котором режиссер попытается сквозь призму наших дней показать, как могла бы сложиться судьба главных героев пьесы Гаруна Саидова.

– Когда я думала над тем, как осовременить произведение, написанное более ста лет назад, мне в голову пришла мысль: а почему бы не показать потомков тех самых лудильщиков, которые в силу жизненных обстоятельств были вынуждены покинуть свои дома, – делится режиссер. – Гарун Саидов свое произведение закончил тем, что главный герой Ахмед, убив невиновного своего земляка, не сумеет вернуться в родное гнездо. А что же было с ним дальше, как сложилась его судьба? В прологе нашего спектакля мы показываем, что Ахмед во время революции оказался за границей, в Италии, где и по сей день живут его потомки. Они считают себя итальянцами, не подозревая, что их предком был бедный лудильщик из далекого лакского села в Дагестане. Идея создать такое продолжение пришла как-то сама собой. В детстве я часто слышала от отца и родных истории о наших дагестанцах, которые в разные переломные для страны времена оказывались за границей и оставались там навсегда, обзаводились новыми семьями, ассимилировавшись с местными народами. Сегодня таких случаев тоже немало. Погружаясь в другую среду и культуру, люди уже теряют связи со своими корнями, своим народом. Хорошо это или плохо? Не берусь на это отвечать однозначно. Пусть зритель сам решит для себя. Моя цель – показать, как порой мы мало можем знать о себе, своей истории, своем родовом древе.

Премьера новой версии спектакля «Лудильщики» состоится 1 июля на малой сцене Русского театра в Махачкале. А уже в последующие дни театр повезет свою новую постановку в Кумух и Вачи. Пати Махачева и все актеры ждут этого с нетерпением. Актеры в предвкушении встречи со своими поклонниками, режиссер же хочет оказаться в тех местах, где некогда жил и творил ее славный предок. «Я уверена, что это путешествие, это соприкосновение с историей моего рода оставит во мне большой след, и в последующем в творчестве это так или иначе проявится», – резюмировала Пати Махачева.

Похожие

По стопам отца, не снижая планки

106
Как актер он сыграл порядка 70 драматических, трагических,...

Знаменитая пьеса Арбузова – на дагестанской сцене

58
Спектакль «Мой бедный Марат» по...

Он мечтал о сцене

194
Всенародный любимец Магомед Мусалаев (на снимке крайний справа) мальчишкой работал у дяди в...

…Вечный сюжет

73
Два показа долгожданной премьеры спектакля «Кровавая свадьба» по мотивам одноименной...

Статьи из «Театры»

Экскурсия по театральному закулисью

13
Праздник театрального искусства подарил зрителям...

Айгум Айгумов: «Театр – мой дом»

16
«Театр начинается с вешалки», – сказал когда-то...

Адиль Адильханов: «Пишу спектакль светом»

95
– Кем ты хочешь стать? – Художником по свету в...

Восторг детей – лучшая награда

21
Спектакли, аншлаги, аплодисменты – всё это лишь верхушка...

В путешествие с дедушкой Диснеем

21
Так уж сложилось, что дети, проживающие в горных районах...

Храбрый Кахабер и жестокий Темур

13
Премьера детского спектакля «Меч Кахабера» на русском...

В волшебном мире оживших кукол

30
Погружение в волшебный мир кукольного жанра устроил для...

Шествие театров

15
В этом году первому профессиональному театру Дагестана исполяется 100 лет. Флешмобы, онлайн-...

Переломный момент

43
После череды комедий, представленных артистами Даргинского театра в начале года, на этот раз...

Театр был её стихией

61
В 2017 году, когда мы готовились к благотворительной акции «Сохраним историю российских...

Дойти до самой сути

44
Выставка художника-постановщика Аварского театра, заслуженного деятеля искусств РД...