00:54 | 16 декабря, Сб

Махачкала

16.12.2017
1EUR69.4298Руб+0.025
1USD58.8987Руб+0.1905

Новый, неизвестный Магомед Шабанов

A- A+

Магомед Магомедович Шабанов - народный художник России, заслуженный художник Дагестана, один из известнейших художников республики старшего поколения. Его творчество известно почти всем, кто интересуется дагестанским изобразительным искусством. Его произведения украшают не только коллекции музеев, они находятся в Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова, во многих учреждениях Махачкалы, не говоря о частных собраниях.

Но, наверное, при всей известности у каждого человека есть свое представление о творчестве М. Шабанова, и вместе с тем неоднократно приходится убеждаться, что многие грани его таланта остаются неизвестными. Отличительной чертой художника была его способность живо откликаться на веяния времени и умение говорить со своим зрителем на понятном ему языке. Его произведения разных лет отражают  дух, настроение той эпохи. В советские годы его произведения ярко характеризовали то, что называлось советским искусством: люди, отражающие дух той страны и ее  преобразований: «1 Мая» (1967), «Праздник в ауле» (1979), «Революционный Дагестан» (1967), «Прощание» (1969), «Песня о мире» (1983). В тяжелые 1990-е годы, когда прекратилась государственная поддержка  работников культуры, но возрос интерес к  работам, которые могли бы украшать интерьер, пейзажи Магомеда Шабанова пользовались большой популярностью.  В эти же годы по заказу Минкультуры РД он обращается к созданию цикла исторических картин, входящих в большой проект «История Дагестана в живописи». Художником написан ряд масштабных полотен «Ума-хан Аварский со своими сподвижниками» (1998), «Андалал.1741г. Накануне битвы с Надир-шахом» (1999), «Согратль, 1877 г.  Шейх Абрурахман-Хаджи провозглашает четвертым имамом Дагестана своего сына Мухамед-Хаджи» (1999-2001). Эти полотна экспонируются в настоящее время в Национальном музее РД им. А. Тахо-Годи и в Национальной библиотеке им. Р. Гамзатова.

_DSF6484.jpg

Думается, несколько менее известными остались  для широкого зрителя его произведения 1980-х годов – замечательные пейзажи, стилистически отличные от выполненных в 1990-е годы, и прекрасные женские образы. Среди них стоит особо выделить представленные на выставке картины «Дагестанская мадонна» (1980), «Материнство» (1987), «Две сестры» (1983). Хочу особо выделить картину «Материнство». Композиция ее традиционна и восходит к эпохе Возрождения – образ молодой женщины с младенцем на руках. К этой теме – вечной, самоотверженной любви матери к ребенку – обращаются в 1980-е годы многие дагестанские художники: Х. Курбанов, В. Колесникова. Целую серию горских мадонн создала Г.П. Конопацкая. Все они прекрасны и значительны по-своему. Но у М. Шабанова его горянка с освещенным любовью лицом и малышом, напоминающим пока только живой сверток, из которого еще предстоит вырасти человеку, особенно трогательна и нежна. 

Тема женщины-горянки вообще очень значительная в творчестве Магомеда Шабанова. Они – героини и его лирических зарисовок («Горянки», «Две горянки»), и больших значительных картин («Свадебное шествие», «Арбабаш», «Балхарки», «Женщины гор» и др.).  Безусловно, М. Шабановым были написаны и запоминающиеся мужские образы: и на больших полотнах, где  созданию каждого образа предшествовала отдельная разработка, и самостоятельные портреты, как, например, «Портрет участника гражданской войны в Дагестане» (1975), «Портрет  У. Буйнакского» (1986) . Но,  естественно, что  лирическое начало художника наиболее проявилось в раскрытии «женской» темы. Нельзя не сказать и о  замечательной способности Магомеда Шабанова откликаться в своем творчестве на важные события в жизни республики и страны в целом. Свидетельством такого отношения являются его картины «Переселенцы» (1988), «Памяти Зубутли» (1989), «Вести с Афгана» (1979).

В 1990-е годы М.М. Шабанов  осваивает для себя новый язык  абстрактного искусства. Но и в нем он вновь проявляет себя как талантливый художник. В этом жанре им написаны и сюжетные картины, и пейзажи («Абстракция», «Утро», «Серебряный свет»,  «Без названья», «Мелодия гор» и др.), и  полотна, на которых художник пытается передать обобщенный образ Дагестана, олицетворенный в наиболее узнаваемых атрибутах его материальной  культуры, знаках и символах («Из глубины веков», «Горские мотивы»  др.) Эти сакральные символы, как отмечает искусствовед Н.Ф. Мусаева, узнаваемы и в дагестанской художественной культуре очень живучи. 

Но в какой бы стилистике ни творил художник и как бы ни отличались его работы 1970-х и 2000-х годов, есть главное, что остается неизменным. Его огромная любовь к Дагестану, его культуре, его людям, талант и умение художника почувствовать и  передать то, что волновало его. Какой бы сюжет ни был положен художником в основу картины, это рассказ о Дагестане. Желание понять его и поделиться своей любовью к нему. В творчестве М.М. Шабанова мы видим совершенно разноплановые произведения. Это и сюжетные зарисовки, и исторические картины, и замечательные портреты, и пейзажи, и абстрактные композиции. Выставочный проект «Магомед Шабанов, ретроспектива» представляет нам разные этапы творчества художника. Но в какие бы годы ни были созданы работы М. Шабанова, они остаются интересны и заставляют зрителя остановиться, задуматься. На выставке представлены  произведения из собрания Музея им. П.С. Гамзатовой, собрания Союза художников РД, Национального музея, частных коллекций О. Омарова, К. Курбанова и семьи художника. Выставка дает представление о различных этапах творчества М.Шабанова, и вместе с тем мы понимаем, что формат, в котором следовало бы представить творчество мастера, должен был быть гораздо шире. Вместе с тем, я думаю, что зритель, посетив выставку, безусловно, откроет для себя творчество нового, неизвестного ему М. Шабанова и увидит работы, которые впервые представлены для широкого зрителя.

Статьи из рубрики «Культура»