Памяти той, что в жизни не терпела лицедейства
Я застала Инессу Алимовну в тот период жизни, когда испытания буквально сыпались на неё. Уход из Кумыкского театра, разрыв в семье, почти год болезни… Но, слава Богу, всё проходит. В прямом смысле слова на ноги Инессу поставил мануальный доктор Арсен Шихалиев, она вернулась к работе, сыграла свадьбу сына.
Никогда не забуду, как пела на свадьбе внука, приветствуя родню невесты, великая Барият Мурадова на кумыкском и татском языках! Потом Алимовна работала в Русском театре и уже здесь получила высшее звание «Народная артистка России».
Самым лучшим из воспоминаний были наши посиделки у Инессы Алимовны в гостях — на кухне за чаем, с душевным разговором, что называется, «за жизнь».
Надо было видеть Алимовну в это время! Это были маленькие моноспектакли, где она не играла роль, а выражала своё отношение, мгновенно воплощаясь в образ по ходу диалога. Там были и юмор, и ирония, и сарказм, и даже ярость. И как всегда вечная тема — театр. Она часто вспоминала родителей, эпизоды своей жизни, рассуждала о творчестве известных советских актёров, и время от времени в этих монологах прорывались ощущение нереализованности и творческой тоски, страстное желание работы в масштабной, сложной роли под руководством какого-либо известного режиссёра, от которого она искренне хотела бы получить заряд высокопрофессиональной критики и уроки мастерства.
Сейчас модно рассуждать о личной и творческой свободе. Актриса Инесса Курумова была примером человека, в котором генетическая память рода проявилась совершенно особенно — талантом в творческом самовыражении и неукротимостью одарённой натуры. В этом была её свобода, но вместе с тем пожизненное испытание. Театр был для Инессы Алимовны всем — колыбелью, жизнью, судьбой, страданием и творческим взлётом. И её последним днём тоже стал День театра, 27 марта.
Имя Инессы Курумовой навсегда вошло в историю. Достойное продолжение рода Мурадовых и бессмертной Барият, она заявила о себе совершенно индивидуально и стала новой вершиной дагестанской театральной культуры. А для нас, близко знавших Алимовну, она осталась удивительным человеком – актрисой по призванию и судьбе, никогда не умевшей «играть» вне сцены.
***
Инесса выросла в семье выдающихся мастеров сцены, народного артиста РСФСР Алима Курумова и народной артистки СССР Барият Мурадовой. Выросшая в атмосфере кулис и гастрольных поездок родителей, постоянных разговоров о спектаклях, ролях и театральных проблемах, она не представляла свою жизнь без театра. Поэтому, когда после окончания школы юная Инесса узнала об открытии кумыкской студии в Высшем театральном училище имени Б.Щукина, не раздумывая, пошла туда. Она, конечно, выделялась среди первокурсников большой грамотностью и разборчивостью в подборе этюдов и в их исполнении. Годы учебы для нее были временем накопления, впитывания знаний и навыков, поглощения книг по искусству, просмотров спектаклей мастеров, присматривания к игре выдающихся артистов московских театров.
Свой профессиональный путь она начала на сцене родного Кумыкского театра, историю которого зачали ее родители, заложив крепкий фундамент профессионального актерского искусства. Уже на заре своего творческого восхождения к Олимпу славы она опровергла расхожее изречение «На детях гениев природа отдыхает». Она блестяще играла во всех жанрах, создавая убедительные и яркие образы в драматических и лирических, комических и трагических, сатирических и водевильных спектаклях. Такие разноплановые этапные спектакли Кумыкского театра, как «Дуэнья», «Ссора», «Сундук бедствий», «Что тот солдат, что этот…», «Медея» и другие, своим долголетием и неослабным успехом обязаны в первую очередь Инессе Курумовой, потому что она несла в них главную идейную нагрузку и художественную ценность постановки вместе с режиссером-постановщиком. Прикоснувшись ко многим сокровищницам мировой классической драматургии – Маргарита («Самодуры»), Беатриче («Слуга двух господ») К.Гольдони, Катарина («Укрощение строптивой» У. Шекспира), Агафья Тихоновна («Женитьба» Н.Гоголя), Лариса («Бесприданница» А.Островского), Ханума («Ханума» А.Цагарели), Нора («Нора» Г.Ибсена), Императрица («Ромул Великий» Ф.Дюрренматта), она стремилась сделать все возможное, чтобы не только её образ, но и спектакль полностью и надолго запомнились зрителям.
С середины 80-х годов XX столетия Инесса Алимовна работала в Русском драматическом театре им. М.Горького, продолжая восхищать дагестанских зрителей разных национальностей органическим состоянием, психологической глубиной характера, яркой образностью, вокальными и пластическими средствами выразительности. Народная артистка России, лауреат и дипломант многих фестивалей и конкурсов всесоюзного, российского и республиканского уровней, Инесса Алимовна Курумова вписала свое имя в историю многонационального сценического искусства бессмертными образами великих и простых женщин мировой и дагестанской драматургии. И образ талантливой артистки останется в наших сердцах и в истории искусства Дагестана.