Сетевое издание «Дагестанская правда»

02:00 | 06 марта, Сб

Махачкала

Weather Icon

Последний из Плантагенетов

Театры
A- A+

Одним из значительных событий уходящего Года театра в Дагестане можно без преувеличения назвать громкую премьеру, состоявшуюся в завершающей декаде декабря в Русском драматическом театре им. М.Горького. Новый спектакль «Ричард III» по одноименной пьесе Уильяма Шекспира повествует о последнем короле Англии и последнем из Плантагенетов, монархе, нравственный портрет которого вот уже более четырех столетий является предметом споров не одного поколения ученых-историков.

Коварный злодей или жертва обстоятельств, оклеветанный сменившими его потомками? Истина осталась в далеком-далеком прошлом, покрылась пылью не одной эпохи. Шекспир в своей пьесе предложил грандиозно-зловещий образ последнего короля. Монарх предстает как истинное порождение тьмы, сгусток зла, сеющий вокруг себя раздоры, проливающий кровь, питающийся энергией убийств. Этот образ, обрисованный великим классиком, не раз воссоздавался на знаменитых театральных сценах зарубежья и в нашей стране, неоднократно образ безжалостного короля воскрешался и в кино. Каждый раз – новые краски, новые оттенки эмоций, новые смысловые наслоения…

Постановка Русского театра – очередное воплощение исторической пьесы и в какой-то степени новое ее осмысление. Режиссер-постановщик спектакля – выпускник режиссерского факультета Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств и Российского института сценических искусств (бывш. СПбГАТИ) Дмитрий Павлов. Под его руководством ставились спектакли в театрах Санкт-Петербурга, Москвы, Выборга, Калуги, Тбилиси, Грозного и других городов. Неоднократно постановки режиссера становились лауреатами и участниками международных, всероссийских и региональных театральных фестивалей (Испания, Финляндия, Польша, Германия и других стран).

В театральную жизнь Дагестана молодой талантливый режиссер влился в 2018 году. Под его началом в театрах республики поставлено несколько ярких постановок. Одна из последних работ – премьера сценической кантаты Карла Орфа «Carmina Burana» Дагестанского театра оперы и балета в августе нынешнего года. Грандиозная работа потрясла театральную общественность республики.

И вот молодой режиссер вновь поражает всех. Спектакль «Ричард III», в котором Дмитрий Павлов выступил не только режиссером, но и автором блестящей сценографии и музыкального оформления, вызвал неподдельный восторг публики.

По словам гостей премьерного показа, постановка получилась потрясающей, сильной, мощной, горькой, обжигающей, с привкусом пепла, уроком из прошлого, напоминанием для будущего. Про такие спектакли говорят: это событие! Самая длинная пьеса Шекспира уложена в 3 часа. Три часа концентрированного, запредельного эмоционального накала человеческих страстей! Постоянно ловишь себя на мысли: что же происходит перед глазами? Стряхивается пыль с полуистлевших страниц старинной рукописи, разыгрывается средневековая сказка-horror или намечается проекция будущего? Было это, не было, будет или повторится?

Фигура Ричарда, которую никто сначала не воспринимает всерьёз, недооценивает её опасность, постепенно обретает зловещие очертания. Как больной проказой, всё, к чему он прикасается, превращается в тлен. При взгляде на него, мучает вопрос: зачем он убивает? Ради короны или ради самого процесса? Люди для него как куклы, которых можно погладить по головке, а потом равнодушно оторвать её.

Но все убитые Ричардом не исчезают. Остаются их неупокоенные души. Он всегда чувствует их невидимое присутствие, и чем дальше развивается действо, тем явственнее многочисленный хор мертвецов рядом с ним. Души умерщвленных не дают покоя, превращая существование в наказание. Жажда власти, подпитываемая кровью, переходящая в сумасшествие… Эту градацию точно и верно передал зрителю исполнитель главной роли – актер Московского драматического театра имени М. Н. Ермоловой Николай Токарев.

Сценография, костюмы, музыкальное оформление и грамотно подобранный актерский состав – все вместе позволило создать на сцене нечто грандиозное, незабываемое, то, что не поддается мгновенной оценке, то, что требует спокойного осмысления.

– На мой взгляд, все сложилось. И я от души поздравляю с великолепной постановкой труппу Русского театра, – отметила гостья премьерного показа «Ричарда III», министр культуры Дагестана Зарема Бутаева. – Это было серьезной заявкой, ведь пьеса входит в репертуар ведущих столичных театров и является вершиной драматургии великого классика. Благодаря федеральной поддержке (в рамках Года театра Русский театр получил грант Министерства культуры России) репертуар одного из ведущих театральных коллективов республики пополнился значительной и блестящей постановкой.

– Это колоссальная режиссерская работа, огромная работа актерская. Неожиданная подача материала для нашего дагестанского зрителя. Это вполне московский уровень режиссуры, – поделилась впечатлениями о прошедшей постановке главный режиссер Театра поэзии, заслуженный деятель искусств Дагестана, заведующая кафедрой актерского мастерства факультета культуры Даггосуниверситета Изумруд Алиева. – В постановке много неординарных идей, которые сразу же цепляют. Чего стоит цветовое решение сцены, костюмов, красный гравий на полу… Все это сразу же впечатывается в память. Отрадно, что в постановку собрали ведущих актеров из разных театров. Это, как мне кажется, позволило добиться того, что в спектакле работает мощный актерский ансамбль, что в свою очередь помогает создать на сцене по-настоящему достойное воплощение одной из сложнейших пьес Шекспира.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Театры»